В феврале Верховная Рада может принять законопроект №4652-д, который вводит в Украине систему европротокола. «В проект уже внесены все правки, которые были озвучены при первом чтении народными депутатами. Он также прошел все комиссии и готов к рассмотрению во второй раз. Планируем, что это произойдет уже в феврале», – сказал президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин.
Если закон о европротоколе будет принят, то все небольшие аварии (или как их еще ласково именуют сотрудники ГАИ – «стуканчики») без пострадавших и с ущербом до 10 тысяч гривен водители смогут оформить, не вызывая на место происшествия автоинспекторов.
Сейчас материалы по ДТП в любом случае оформляются с участием ГАИ. При этом пострадавшие в аварии авто могут часами стоять в ожидании приезда автоинспекторов, создавая заторы на дорогах.
С принятием закона ситуация изменится: заполнив европротокол и набросав схему ДТП, водители смогут спокойно ехать своей дорогой, уведомив своего страховщика о ДТП в течение суток и впоследствии передав ему свой европротокол. Правда, если участники аварии не придут к согласию, они должны будут по старинке вызвать инспекторов ГАИ.
«Зато если договорятся сами, то по новому закону, у виновника ДТП никто не будет изымать водительское удостоверение», – утверждает глава Бюро.
Еще один существенный плюс европротокола – это сокращение сроков, в которые страховщик обязан провести выплату по «автогражданке».
«Период на урегулирование страхового события по европротоколу – 3 месяца с момента получения страховой компанией уведомления о ДТП. Сегодня на это отводится 1 месяц, но не с момента уведомления об аварии, а с даты предоставления заявителем последнего необходимого документа», – отмечает Романишин.
По его словам, в реальности один месяц превращается, в среднем, в шестимесячную процедуру, так как далеко не все страховщики заинтересованы в быстром решении вопроса о выплате.
«С введением европротокола затянуть с выплатой уже не получится, но и водители должны понимать: такая система действует только при условии, что у обоих участников ДТП будут полисы ОСАГО», – объясняет президент МТСБУ.
Родоначальником европротокола является Франция. За треть века система эта заработала во многих странах Европы (к примеру, в Испании, Бельгии, Великобритании), а также в соседней России.
При этом единого стандарта по европротоколу не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения, которые позволяют водителям почувствовать себя «немножко ГАИшниками».
Татьяна Павлюченко