Накануне в Баку Баррозу провел успешные переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, которые завершились подписанием двух основополагающих документов: совместной декларации «ЕС–Азербайджан: партнерство для модернизации», которая поддерживает политические и экономические реформы в Азербайджане, а также декларации о создании Южного коридора.
Второй документ – фактически политическая поддержка проекта Nabucco с прицелом на строительство транскаспийского газопровода между Туркменией и Азербайджаном. Эта перемычка позволит Европе в обозримом будущем ежегодно получать из каспийского бассейна более 30 млрд. куб. м газа.
В субботу Баррозу вылетел в Ашхабад, где провел аналогичные переговоры с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. Глава Еврокомиссии высказался за строительство Транскаспийского газопровода, отметив, что «страны, которые имеют возможность строить такой газопровод, имеют на это право, и это может произойти довольно быстро». По мнению Баррозу, «этот проект на политическом уровне пользуется поддержкой Евросоюза». «После сегодняшней нашей встречи, я считаю, что мы должны подписать протокол о намерениях, где мы опишем дальнейшие наши шаги, дальнейшие наши меры, в том числе мы должны заявить, что мы создали рабочую группу, что мы будем работать над межправительственным соглашением между соответствующими партнерами», - сказал глава Еврокомиссии.Он особо подчеркнул, что переговоры по этому протоколу о намерениях и его подписание необходимо провести как можно скорее, потому что 2011 год будет критически важным годом для принятия решений в этой области. По словам Баррозу, «Европа готова приобретать туркменский газ на границе и предлагать свои возможности для развития и разработки месторождений, готова помогать компаниям, которые смогут этим заниматься». «Мы в абсолютной готовности работать с вами, чтобы сделать Туркменистан важнейшим участником Южного коридора», - сказал председатель Еврокомиссии в ходе переговоров с президентом Гурбангулы Берымухамедовым. Южный энергокоридор включает в себя три проекта: газопровод Nabucco (Азербайджан–Турция–Австрия), ТGI (Турция–Греция–Италия) и ТАР (Трансадриатический газопровод). Среди этих проектов самым дорогостоящим является Nabucco, предполагающий транспортировку природного газа из Каспийского региона в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Магистраль протяженностью 3,3 тыс. километров станет продолжением уже построенного газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум и рассчитана на ежегодную транспортировку 20–30 млрд. кубометров газа. Проект оценивается в 7,9 млрд. евро. По словам исполнительного директора консорциума Nabucco Gas Pipeline International GmbH Рейнхарда Митчека, строительство газопровода предполагается начать в 2012 году и пустить по нему первый газ в 2015 году.
В качестве главного источника газа рассматриваются на первом этапе Азербайджан и Ирак, от которых ожидается газ в объеме соответственно 8–10 и 8 млрд. кубометров в год. Впоследствии к проекту планируется подключить и туркменский газ.
Россия выступает категорически против альтернативных проектов, поскольку это сужает возможности диктовать цены на голубое топливо. «Чтобы реализовывать проекты по строительству многомиллиардных газопроводов, необходимо прежде всего считать экономическую целесообразность и иметь в наличии достаточное количество газа», – пугал европейских политиков премьер Владимир Путин. Однако, похоже, Европа, Азербайджан и Туркмения придерживаются иной точки зрения. «Туркмения сегодня строит инфраструктуру, которая готова поставлять в европейском направлении до 40 миллиардов кубометров газа», – заявил в конце прошлого года на конференции «Нефть и газ Туркменистана-2010» вице-премьер туркменского правительства Баймурад Ходжамухамедов. При этом он отметил, что уже в 2011 году у Туркмении на западе будет 5 млрд. кубометров свободного газа малайзийской компании «Петронас», которая работает в туркменском секторе Каспийского моря. По словам Ходжамухамедова, на сегодняшний день этот газ некуда продавать. Кроме того, вице-премьер напомнил о строящемся газопроводе «Восток–Запад» мощностью 30 млрд. кубометров газа в год, который призван доставить газ из восточных регионов страны на запад, к Каспийскому морю. Все это свидетельствует о серьезности намерений Ашхабада диверсифицировать маршруты доставки своих энергоресурсов на мировые рынки, в частности, присоединиться к проекту Nabucco. Для реализации этого плана необходимо стыковать на Каспии трубопроводные инфраструктуры Туркмении и Азербайджана.
Однако этот вопрос неоднозначно воспринимается другими прикаспийскими государствами, которые считают, что прокладка трубопроводов по дну моря возможна лишь после определения статуса Каспия. В ответ на это Ашхабад твердо заявляет, что «трубопроводы для транзита нефтегазовых ресурсов через Каспий могут прокладываться только с согласия сторон, через сектора которых они будут проложены». Другими словами, Ашхабад дал понять, что прокладка трубопровода в национальных секторах Туркмении и Азербайджана – внутреннее дело этих двух стран. Такая постановка вопроса отвечает интересам Баку, который также поддерживает проект Nabucco и готов не только поставлять на европейские рынки энергоресурсы, но и предоставить свои коммуникации для экспорта природного газа Туркмении, а в перспективе и Казахстана в Европу.
Таким образом, можно констатировать, что обходящий Россию южный коридор доставки энергоресурсов Азербайджана и стран Центральной Азии в Европу приобретает стратегическое значение в обеспечении энергетической безопасности Запада. Именно этим обстоятельством и вызван визит в Туркменистан и Азербайджан председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу.