«Газета по-киевски» разыскала киевлянку Веру Повар – последнего на сегодня очередника, получившего бесплатное жилье в столице.

Очередь на получение квартир – реликт, которому, похоже, осталось недолго жить. 70% очередников записались в нее еще при Союзе – и десятилетие за десятилетием ждут обещанного исчезнувшим уже государством. Теперь очередники в панике: по проекту Жилищного кодекса, давать жилье – и не в собственность, а фактически в аренду – будут только «социально незащищенной категории». Кто в нее попадет – в кодексе обозначено весьма размыто, зато всех «непопавших» из очереди попросту вытурят.

Жилье? Депутатам в первую очередь

Вера Повар получила квартиру еще в 2008 году, но это был, как говорится последний случай: после нее общая столичная очередь, в которой числятся более 170 тысяч киевлян, остановилась. Хотя социальное жилье за государственные деньги строится.

За 9 месяцев 2010 года сдано в эксплуатацию 147 тыс. кв. м, построенных по госзаказу – но общеочередники не получили ни единого квадратного метра. Оказалось, есть другие категории, которым оно нужно больше и полагается вне очереди. К таким счастливчикам относятся и те, кто попал на выборную должность в другой регион – депутаты например.

В 2007-м получили квартиры около 6% внеочередников, 2% – первоочередников и лишь 0,98% тех, кто стоял в общей очереди. Но киевлян такая безнадежность не останавливает. Надеясь на везение, общую квартирную очередь из года в год пополняют новые очередники.

– Встать на квартирную очередь может любой, кто пять и более лет зарегистрирован в Киеве и у кого жилищные условия не отвечают санитарным нормам, то есть на душу приходится менее 7,5 кв. м жилплощади, – объясняет сотрудник одного из районных квартотделов. – Но мы всех предупреждаем, что шансов получить бесплатное жилье нет. Хотите квартиру – копите деньги, может, повезет попасть в одну из госпрограмм. Например, сейчас реально получить квартиру по программе «70 на 30».

То есть 70% стоимости квартиры платишь из собственного кармана, а 30% получаешь от государства. Но нужно учитывать, что для подобных программ выделяют лишь неликвидное жилье – которое застройщик не смог продать.

Так вот ты какая, квартира «на шару»…

Она досталась после 36 лет ожиданий Вере Нургалиевне Повар с семьей (женщина живет с дочерью, сыном, невесткой и внучкой). Трехкомнатная квартира на 132 «квадрата», которую Повар получила в новострое на Левом берегу столицы, находится на одном из технических этажей дома.

Батареи еле греют – их неправильно подключили. В морозы температура выше 12О не поднимается, из-за чего на кухне начала сыреть стена... По проекту на этом этаже вообще жилые помещения не предусматривались, но, по данным столичных агентств недвижимости, строительные компании нередко часть техэтажей переделывают под квартиры, которые распределяются как соцжилье. Поэтому здесь нет и центральной вентиляции. Может, там на техэтаже, где стоит оборудование, она и есть, но когда выкраивали жилье, вентиляционные колодцы остались за его пределами.
 
Вере Нургалиевне достались 132 «квадрата» на техэтаже новостроя. У хозяйки немало претензий к качеству подаренного государством жилья
 
Вера Нургалиевна говорит, что сдать квартиру должны были под ключ – заходи и живи, государство за это заплатило. Но женщина показывает канализационные трубы, подпертые кирпичом, чтоб не рухнули.

– Из всего, что нам до этого предлагали, – это был самый оптимальный вариант, – говорит Леся, дочь Веры Нургалиевны. – Нас пятерых (брата с женой и дочкой, меня и маму) пытались впихнуть в малюсенькую «двушку» на Краснозвездном проспекте.

Отказавшись от нее, выслушали много о своей неблагодарности и привередливости. Я до 32 лет не знала, что такое своя комната, и спала с мамой на одной кровати, мы впятером тридцать лет ютились в 9 квадратных метрах и по очереди ели, потому что все вместе на кухне не помещались! Даже на день рождения никого не могла в гости пригласить, потому что стол негде было ставить – вся комнатушка была заставлена диванами.

– Вы бы знали, сколько унижений пришлось пережить, – подключается к разговору Вера Нургалиевна. – В кабинетах чиновников не раз прозрачно намекали, а то и прямо говорили, что процесс можно ускорить за плату. Но мне платить было нечем – всю жизнь в издательстве оператором проработала... Да и будь у меня деньги, взятку не дала бы: воспитана по-другому.

Вера Нургалиевна говорит, что ей никогда в очередях не везло, все перед ней заканчивалось. С квартирами вышло исключение – они закончились на ней.

– Как бы там ни было, я благодарна Богу, что хоть на старости лет появился свой угол, – признается женщина. – Внучка первый раз, когда сюда зашла, не могла поверить, что это все наше, тут ведь холл больше, чем вся наша гостинка, – улыбается женщина. Обидно, что жить пока здесь невозможно. На зиму детям пришлось переехать к знакомым (гостинку-то государство забрало), а я сплю в шапке, под тремя одеялами. Обогревателями такую площадь не отопить.

Цифра

144 человека таких, кто вообще не стоял в очереди, получили квартиры за счет общеочередников в 2007 году.

Знающий человек

«Новый Жилкодекс загонит людей в социальное гетто»

Александр Сергиенко, директор Института города:

– По идее, Жилищный кодекс должен был решить вопрос квартирной очереди, но он попросту обошел ее стороной. Единственное, что там есть, так это что после вступления его в силу приватизировать полученные квартиры будет нельзя. А как у нас относятся к госимуществу – вы знаете, и за пару лет эти новенькие дома превратятся в трущобы.

По сути, это возврат в советские времена, когда нельзя было ни покупать, ни продавать квартиры, полученные от государства. Людей загоняют в социальное гетто. Хотя такая помощь со стороны государства, как бесплатная квартира, должна дать толчок семье, чтобы она могла развиваться дальше.