Бюджет 2010 года оговаривает пятиразовый пересмотр социальных стандартов - в январе, апреле, июле, октябре и декабре. В будущем же году зарплаты и пенсии будут повышаться лишь четырежды - не будет июльского повышения. Причем, рост социальных стандартов будет чисто символическими. В соответствии с проектом бюджетного закона, в следующем году средняя заработная плата должна вырасти на 342 грн (с 2245 грн. до 2587 грн). «Прирост социальных стандартов, запланированный на 2011 год, не отвечает реальной ситуации в экономике. Поскольку уровень инфляции, скорее всего, превысит прогнозные 8,7%, и составит более 10%, говорить о том, что формальное повышение зарплат и прожиточного минимума хоть как-то перекроет рост цен, не приходится. То есть покупательная способность граждан, а значит и внутреннее потребление, расти не будет. Более того, по нашим оценкам, даже средний уровень зарплаты, заложенный в проекте (2587 грн.), только незначительно превышает экономически обоснованный уровень прожиточного минимума, составляющего 2356 грн.», — говорит председатель Национального форума профсоюзов Мирослав Якибчук.

Невыполненным останется обещание Виктора Януковича, данное молодым родителям. Чтобы стимулировать повышение рождаемости, глава государства пообещал увеличить размеры госпомощи: при рождении первого ребенка — до 25 тыс. грн., второго — до 50 тыс. грн., третьего — до 100 тыс. грн. Однако, подавая проект закона о бюджете, Минфин решил ограничиться требованиями закона «О государственной помощи семьям с детьми» и установил размеры выплат на уровне 22, 45 и 90 прожиточных минимумов соответственно. К концу 2011 года эти суммы составят 20966 грн., 42885 грн. и 85770 грн. соответственно. Команда Николая Азарова сократила издержки и по другим «молодежным» статьям, в частности, выделение средств на компенсацию процентов по молодежным жилищным кредитам и поддержку соответствующего фонда. Всего на эти цели планируется потратить чуть более 140 млн. грн., тогда как в нынешнем году на эти цели бюджет предусматривал выделение 174,4 млрд грн.

Весьма сомнительным после прочтения бюджетного законопроекта выглядит и постоянно озвучиваемый правительством тезис о повышении защищенности малообеспеченных слоев населения. Подготовленная Кабинетом министров финансовая смета страны на будущий год предлагает выделить на субвенции, которые предоставляются местным органам власти на жилищные субсидии, 7 млрд грн. В бюджете-2010 на эти цели в общей сложности было заложено 5,938 млрд. грн (2,334 млрд. грн. должно было быть выделено из общего, 3,604 млрд. грн. — из специального фонда). Однако даже тех денег, которые выделяются на субсидии в будущем году, может оказаться слишком мало, учитывая предстоящее повышение цен на газ для населения (на 50% в апреле и на столько же в октябре), а также увеличение цен на электроэнергию для частных потребителей. Ведь, после августовского повышения цены на газ для населения тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение выросли в среднем на 20-25%. В результате после начала отопительного сезона резко увеличилось количество граждан, которые самостоятельно не справляются с оплатой коммунальных платежей. «За ноябрь количество назначенных субсидий увеличилось, если в октябре их получали 429 тыс. семей, то к декабрю их количество достигло 1,1 млн», — сообщил экс-министр труда и социальной политики Украины Василий Надрага. После повышения цен на газ в будущем году тарифы, по самым скромным экспертным оценкам, вырастут еще на 30-40%. То есть по аналогии с нынешней тенденцией, количество получателей субсидий может снова, как минимум, удвоиться.

Такое сворачивание социальных стандартов выглядит еще более впечатляющим на фоне увеличивающихся расходов на содержание чиновничьего аппарата и потребностей первых лиц страны. Хотя логика разработчиков бюджетного закона в этом случае вполне объяснима: в ближайший год новых выборов не планируется, а это значит, в нынешние тяжелые для страны времена можно вполне отказаться от такой непозволительной роскоши как заигрывания с электоратом.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
 

Александр Лозовой, аналитик ИК «Phoenix Capital»

Влияние недавно принятого Налогового кодекса на доходы государственного бюджета в 2011 г. будет незначительным. Снижение ставки налога на прибыль с 25 до 23% при неизменной налоговой базе должно было бы привести к уменьшению доходов от этого налога в бюджете на 4 млрд грн. Однако в проекте бюджета, наоборот, заложен рост на 4,4 млрд грн. Разработчики бюджетного закона исходили из того, что в будущем году, по их прогнозам, ВВП должен вырасти на 4,5%, следовательно, прибыль предприятий совокупно увеличится на 20 млрд грн. Это позволит нарастить доходы от налога на прибыль.

На увеличении доходов казны скажется оговоренный в Налоговом кодексе рост рентных платежей на добычу природного газа (+18,5%) и нефти (+40%), а также повышение ставок акцизного сбора на бензин, алкоголь и сигареты. Совокупный прирост доходов от рентной платы составит почти 45%, или 4,4 млрд грн. (планируется собрать 14,2 млрд грн. против 9,8 млрд грн. в 2010 г.), а от акцизов на ввезенные и произведенные в Украине товары — на 38%, или 11,4 млрд грн. (план 41,1 млрд грн. против 29,7 млрд грн.).

В своих расчетах поступлений от налогов на доходы физлиц и на прибыль правительство также могло учесть возможный эффект от детенизации экономики и заработных плат. Сложно оценить, как отразятся на поступлениях от НДС изменения в его администрировании. Налогоплательщики могут с одинаковой вероятностью как увеличить доходы казны, так и резко их снизить. Отмена уплаты НДС целым рядом отраслей до 1 января 2014 г., например с операций с металлоломом и зерновыми, вряд ли приведет к существенным потерям бюджета, поскольку эти суммы преимущественно возмещались по различным схемам. И отмена налогообложения этих операций как раз и была связана с ликвидацией таких схем.