А вот еще новое известие: в газете «Сегодня» за 4 декабря вице-премьер Борис Колесников заявил о дополнительной закупке еще 90 поездов в Корее с частичной локализацией на неизвестном предприятии Украины.

Из истории вопроса

В 2008 году Крюковский вагоностроительный завод, начиная разработку электропоездов, заказал в «Укрзалізниці» и оплатил разработку технических требований УЗ к межрегиональному электропоезду.

В 2009 году во время визита правительственной делегации в Корею был подписан меморандум о поставке 10 межрегиональных двухсистемных электропоездов и четырех дизель-поездов. Причем, как известно, Корея пообещала выделить и кредит на закупку этих поездов. Неплохо: корейцы выделяют нам кредит, дают заработать своим банкам и тут же вкладывают деньги в своего производителя.

Тогда же украинские технические требования за спиной КВСЗ были переданы корейской стороне для проработки. Потом было затишье, и дело получило новое развитие осенью текущего года, потому что до Евро-2012 осталось уже совсем мало времени. В начале ноября правительственная делегация во главе вице-премьером Украины Борисом Колесниковым посетила компанию Хюндай с официальным визитом. Выяснилось, что корейцы даже не приступали к изучению технических требований к электропоездам по украинским стандартам. Несмотря на это стороны договорились в ближайшее время подписать контракт.

А во всеукраинской транспортной газете «Магистраль» появилась статья «До Евро закуплять корейців?» (№ 87 от 6-12 ноября 2010 года). Генеральный директор «Укрзалізниці» рассказал газете, что был объявлен открытый тендер, для участия в нем записались только поляки и чехи, но они брались поставить только два поезда к 2012 году. В общем, без Хюндая никак. Это откровенное вранье и нарушение недавно вступившего в силу закона Украины «Про здійснення державних закупівель».

А где же отечественные машиностроители?

Там же, где и были всегда: в Днепропетровске, Кременчуге, Луганске. Создают новую железнодорожную технику и надеются принять участие в тендере на поставку межрегиональных поездов к Евро-2012. Но никакого тендера, согласно украинскому законодательству, объявлено не было. А следовательно, отечественные компании были лишены возможности в нем участвовать.

Хотя под Евро-2012 Крюковским вагоностроительным заводом совместно с «Укрзалізницею» разработан и согласован проект создания новых поездов. Это дневные межрегиональные поезда со скоростью движения до 160 километров в час с применением современных пассажирских вагонов от Крюковского вагоностроительного завода и электровозов, созданных на Днепропетровском электровозостроительном заводе совместно с компанией Сименс.

В августе текущего года были проведены испытания дневного межрегионального поезда локомотивной тяги по маршруту «Киев-Львов». Поезд получил высокую оценку руководства «Укрзалізниці» и специалистов испытательных центров. Два таких поезда Крюковский вагоностроительный завод готовится сдать в эксплуатацию в 2011 году. А ведь мог бы сделать и все 10 для обеспечения перевозок Евро-2012.

Есть в Украине еще один производитель электропоездов - холдинговая компания «Лугансктепловоз». Она также готовит электропоезда повышенной комфортности со скоростью движения 140 км/час с поставкой к Евро-2012.

Более того, отечественные производители тоже, как и Корея, готовы предложить любые удобные для заказчика схемы работы по закупке: в лизинг, в кредит при участии иностранных и украинских банков.

Для развития внутреннего рынка

Понимают и видят все эти моменты не только машиностроители. Сами железнодорожники-эксплутационщики уверены, что отечественная продукция более приемлема для «Укрзалізниці». Потому что она адаптирована к отечественной системе железных дорог, прошла все необходимые виды сертификации и зарекомендовала себя в работе, ведь современные и комфортабельные пассажирские вагоны Крюковского вагоностроительного завода и электропоезда ХК «Лугансктепловоз» железные дороги покупают на протяжении последних 10 лет. Создана система гарантийного и сервисного обслуживания, налажены партнерские отношения с отечественными поставщиками комплектующих. В конце-концов, она просто дешевле: комфортабельный двухсистемный украинский электропоезд будет стоить до 20 миллионов евро. Напомним: корейский - 24 миллиона.

И еще: корейцы планируют поставлять электропоезда, которые разрабатываются в соответствии с их стандартами. В Украине они не действуют. Корейский электропоезд до ввода его в эксплуатацию должен пройти комплекс испытаний согласно Закону Украины «О железнодорожном транспорте». Эксплуатация абсолютно нового подвижного состава потребует огромных капитальных вложений в инфраструктуру (обслуживание, ремонт, подготовка в рейс), обучения персонала. Затраты на начальной стадии могут составить до 120 млн. евро.

Украина объявила себя европейским государством, Украина получила великолепную возможность показать себя во время проведения финальных игр чемпиона Евро-2012. «Укрзалізниця» хочет комфортно и быстро перевозить гостей чемпионата и граждан страны по железным дорогам. Решить эту задачу под силу отечественному машиностроению.

Тем более, что Президент страны Виктор Янукович по результатам рабочей поездки по Луганской и Донецкой областям 3 ноября 2010 года сделал поручение: «Проанализировать ситуацию по развитию внутреннего рынка техники для железнодорожного транспорта и принять меры для расширения возможностей привлечения национальных производителей к работе на этом рынке, создать эффективную систему технического переоснащения железнодорожного транспорта». Выполнить это поручение Министерствам транспорта и связи, промышленной политики, экономики, финансов, «Укрзалізниці» предстоит в первом полугодии 2011 года. И сделать это можно только в деловом сотрудничестве с украинскими производителями железнодорожного транспорта.

Видимо в правительстве, Министерстве транспорта и связи, «Укрзалізниці» по-своему поняли это поручение, раз за ним последовало заявление о покупке 90 корейских поездов?

Анна Кудиярова

Крюковский вагоностроительный завод.

redak@kvsz.com