В 1980 году золото на мгновение прикоснулось к максимуму того времени в $850 за унцию.  Сегодня (с поправкой на инфляцию) эта сумма равнялась бы $2,400.  А для того, чтобы всемирные запасы золота заняли бы такую же долю суммарного мирового капитала, как и на пике 1980 года, цена золота за унцию должна равняться $5,800.  

Ну и что?  Прежде чем искать в этих цифрах ответ на вопрос как будет выглядеть пик бычьего рынка золота, следует рассмотреть как силы, двигавшие более раннюю стадию бычьего рынка, выглядят в сравнении с сегодняшней ситуацией. 

Более ранняя стадия была движима ценовой инфляцией во всемирной резервной валюте, долларе, достигшей уровня в 14%.  Чем дороже становилось использование долларов в качестве хранилища ценности (то есть, чем быстрее падала его покупательная способность), тем привлекательнее становилось золото в качестве альтернативного средства сохранения ценности.

Доллар все еще является глобальной резервной валютой.  (И не только для центральных банков.  Среди частных лиц и бизнесов, желающих диверсифицировать свои сбережения в местной валюте, доллар все еще убежище номер один).  И сила, движущая бычьим рынком золота, - это вновь ценовая инфляция.  Но на этот раз это не действительная ценовая инфляция, которой опасаются покупатели золота по всему миру, а быстро растущий ее потенциал. Вот источники этого потенциала: 

Быстрый рост американской денежной базы через покупки активов Федеральной резервной системой.  Большей части этого роста еще только предстоит отразиться в увеличении объемов американского предложения денег.  Он пока еще тихонько сидит как заряд в бомбе и ждет, пока что-нибудь его приведет его в действие.  Такой бомбы ликвидности в американской экономике периода 1970х гг не было.   Беспрецедентный рост федерального долга, который прибавляет политической привлекательности ценовой инфляции.  В 70-х были дефициты бюджета, но, конечно, не сегодняшних размеров, а ровно такие, чтобы дать повод поговорить партии не у власти. 
Накопление долгов американского казначейства и частных долгов, деноминированных в долларах в руках иностранных инвесторов.  Американская задолженность иностранцам не была определяющим фактором в период до пика золота 1980 года.  В этот раз она может стать мощной силой для ускорения инфляции.  Даже небольшая инфляция может напугать иностранных инвесторов.  Если они начнут продавать казначейские облигации и другие обязательства, деноминированные в долларах, то котировки доллара пойдут вниз, что, в свою очередь, увеличит стоимость импорта для США и еще более стимулирует ценовую инфляцию.  Замкнутый круг.  Долларовый долг в собственности иностранцев – это второй вектор, питающий политическую привлекательность долларовой ценовой инфляции.  Обесценивание доллара – это хитрый способ ободрать иностранных кредиторов.  «Это вредит им, а не нам» может стать лозунгом.  

Все эти факторы вносят свой вклад в то, чтобы ценовая инфляция стала значительно более жестокой, чем в 1970х гг., а это означает более высокий пик цены на золото.  Когда металл превзойдет свой пик 1980 года по своей покупательной способности, то это событие будет широко освещаться в прессе.  Я советую не предавать этому событию большого значения – это не будет моментом для продажи.

Сигналы к продаже

Но придет время и продавать.  Вот знаки, за которыми надо следить.

Золотые и относящиеся к золоту финансовые продукты станут обыденным делом.

Даже сегодня большинство финансовых институтов все еще считает золото «варварским реликтом».  Да, вы можете купить акции золотого биржевого фонда GLD у любого брокера, но, за небольшими исключениями, его сердце будет в других инвестициях.  Они предлагают его по той же самой причине, по которой даже самые лучшие морские рестораны имеют в меню стейк – они знают, что кто-нибудь его обязательно попросит, хотя готовить мясо - это не их бизнес. 
 

Эта позиция изменится до окончания этого бычьего рынка.  Основные брокерские дома не просто будут продавать золотые продукты, а рекламировать их.  Они будут ими хвастаться.  Утверждать, что специализируются на них.  И так вести себя будут не только брокеры.  Ваш местный банк будет предлагать золотые депозитные счета.  Ваша страховая компания может предлагать страховку, деноминированную в унциях. 

То, что золото станет привычной инвестицией, не ознаменует конец бычьего рынка, но будет признаком его зрелости и ранним предупредительным сигналом. 

Вы услышите золотую болтовню, везде, где говорится об инвестициях.

Обитатели страны финансового телевидения будут с одобрением говорить о золоте, и каждый из них будет пытаться отметить, насколько рано он опознал золотой бычий рынок.  Вы не сможете бывать на вечеринках или играть в гольф без разговоров о золоте.  Даже ваши родственники захотят вам про него рассказать.

Золотой стандарт станет респектабельным.

Сегодня защитники золотого стандарта воспринимаются как несколько не в себе.  Но по мере того как золото будет привлекать все больше сторонников в инвестиционном мире, политики захотят дружить с ним с помощью предложения золотой конвертации для доллара в той или иной форме.  Респектабельность концепции золотого стандарта будет признаком, что большинство людей, собирающихся купить золото, уже так поступили.

Все остальное будет казаться вам дешевым.

Когда золото приближается к своему пику, даже если вы просто подозреваете, что это происходит, вы не будете в этом уверены.  Но когда вы начнете видеть, что активы, возможно обычные акции, очень дешевы, считайте, что час продажи золота настал.  Вы знаете причины, которые привели вас к покупке золота.  Если у вас есть соблазн продать часть своего запаса, чтобы купить нечто дешевое и более перспективное, то вы, наверное, продаете в правильный момент.  Возможно, вы продаете последнему новому покупателю.