На прошлой неделе правительство приняло решение ликвидировать Государственную инспекцию по контролю за использованием и охраной земель, передав ее функции Госкомзему. Формальным поводом для этого стали недавние изменения к Закону «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», обязавшие каждое министерство и ведомство оставить в своей структуре лишь один контролирующий орган, что должно сократить бюджетные расходы на содержание чиновничьего аппарата и уменьшить административное давление на бизнес. Начатые структурные реформы госаппарата могут стать хорошим прикрытием для политических чисток.
Одного поля ягоды
Работа по оптимизации аппарата кипит практически во всех министерствах. В МинАПК предложили объединить в Государственную сельхозинспекцию сразу семь своих инспекций. Минтранссвязи решило реорганизовать в инспекцию по контролю на транспорте четыре контролирующих «дочки». Упразднить ряд своих ревизоров с передачей функций либо единой инспекции, либо отдельному департаменту предложили Минтопэнерго, МинЧС и Госкомитет по лесному хозяйству. Госкомпредпринимательства и Минэкономики уже согласовали слияние Госценинспекции и Госпотребстандарта.
Однако реальные действия были предприняты пока лишь в отношении земельных контролеров: своим постановлением от 22 ноября Кабмин решил ликвидировать Госинспекцию по контролю за использованием и охраной земель. Ликвидационную комиссию возглавил замглавы Госкомитета по земельным ресурсам Игорь Левушевский, который в шестимесячный срок должен проинформировать правительство о результатах проведенной работы.
Такое решение Кабинета Министров выглядит, по меньшей мере, странно. Ведь всего пять месяцев назад, в июне 2010 г., он реанимировал земельную инспекцию и назначил ее руководителем опытного и уважаемого землеустроителя Александра Бредихина.
Именно Виктору Януковичу принадлежит идея создания такого ведомства, которая была воплощена в жизнь в 2002 г., во времена его премьерства. Инспекция создавалась как независимый орган, главной задачей которого было выявление земельных махинаций и контроль за соблюдением земельного законодательства, в том числе и Госкомземом. Правительство Юлии Тимошенко посчитало инспекцию лишней и поначалу ввело ее в подчинение Госкомзема, а затем и вовсе ликвидировало за ненадобностью.
Вторым своим рождением она снова была обязана команде Виктора Януковича. Восстановление ведомства летом текущего года было мотивировано необходимостью пресечь системные махинации в Госкомземе времен предыдущего председателя Олега Кулинича. В частности, согласно официальному сообщению Главного контрольно-ревизионного управления, только в рамках кампании по бесплатной раздаче актов на землю не по назначению потрачено 193 млн грн.
При этом, по оценкам ГлавКРУ , перевод Госземинспекции в структуру комитета, а затем ее ликвидация привели к потере 75% контроля над использованием и охраной земель в Украине. По мнению руководителя информационно-ресурсного центра «Реформирование земельных отношений в Украине» Максима Федорченко, упразднение надзирающего органа приведет к повторению ситуации 2009 г. — бесконтрольности действий Госкомзема. Если только речь не идет о ликвидации самого Госкомзема как о следующем шаге такого реформирования земельной отрасли.
По словам главы ассоциации «Земельный союз Украины» Андрея Кошиля, вопрос этот на уровне Кабмина, вероятно, уже решен. «Пока только не определились, какому министерству передать функции Госкомзема — МинАПК или Минприроды», — сообщил «ДС» г-н Кошиль. Сплетники поговаривают, что под горячую руку правительства комитет попал не случайно, и поясняют это охлаждением отношений в последнее время между серым кардиналом Госкомзема экс-бютовцем Богданом Губским и властью.
В немилость к КМ и Президенту попал и партнер г-на Губского Сергей Осыка, который вместе с Антоном Яценко и Александром Ткаченко контролирует разработку различных «тендерных схем» и систему подачи электронной отчетности. Подтверждением тому стала ликвидация небезразличного ему органа — Госценинспекции.
Кто на новенького
С возвращением к старой Конституции квотный принцип распределения должностей стал уже не так важен. Да и с голосованиями в сессионном зале «регионалы» (с учетом внефракционных перебежчиков) вполне могут справляться при помощи только одного из политических партнеров — либо коммунистов, либо литвиновцев.
Поэтому следующими в рамках «админреформы» наверняка будут упраздняться ведомства, руководимые представителями этих политических сил. В первую очередь, по словам источников «ДС», Кабмину поручат расформировать транспортные инспекции (водную, авиационную, автомобильную, портового надзора), что может нанести удар по и без того шатким позициям Владимира Литвина (министр Константин Ефименко является бизнес-партнером спонсора НП Василия Хмельницкого).
Реорганизация в ближайшее время ждет и контролеров в сфере охраны окружающей природной среды — Гослесхоз и Государственную геологическую службу. Ликвидировать эти органы, превратив их в департаменты Минприроды, удобно с точки зрения политической целесообразности: и одним, и другим ведомством руководят литвиновцы (лесное хозяйство опекает депутат Николай Шершун , который в ожидании решения по своей инспекции до сих пор не сложил мандата, а геологическое направление — совладелец компании–производителя стройматериалов «Евразия Трейдинг» и бизнес-партнер депутата Игоря Шарова Анатолий Безух).
По аналогии «попрощаться» стоило бы и с Госэкоинспекцией, Госводхозом и Госрыбхозом. Однако пока экологию инспектирует криворожский предприниматель-«регионал» Павел Жила, водами заведует непотопляемый аппаратчик и карьерный «водник» Василий Сташук, а рыбным хозяйством командует бердянский борец с браконьерами Виктор Дроник и их кандидатуры устраивают ПР, говорить о реформировании этих органов не приходится.
В целом же изначально положительная для бизнеса идея уменьшения количества контролирующих органов, а также возможная реорганизация ряда министерств и ведомств явно перерастает в банальное скидывание политического балласта.
На очереди, очевидно, пертурбации в других ведомствах, руководство которых назначено по квоте литвиновцев и коммунистов: Гостаможслужбе, Госпотребстандарте, Минобразования, Госкомархиве, Госфинуслуг , которые можно либо реформировать, либо комбинировать с другими ведомствами похожего профиля. Правда, этот процесс может вызвать обострение противостояния между внутрипартийными группами влияния «регионалов», каждая из которых захочет получить контроль над наиболее могущественными ведомствами.