В новом Налоговом кодексе может появиться норма, которая заставит все компании небанковского финансового рынка заключать договоры с клиентами на бланках строгой отчетности. Цена вопроса – 0,5 млрд грн. в год
На прошлой неделе в проект Налогового кодекса была внесена поправка №308, согласно которой планировалось узаконить печать всех договоров о предоставлении финансовых (небанковских) услуг на бланках строгой отчетности. Нововведение, будь оно принято, коснулось бы страхового рынка, рынка кредитных союзов, финансовых компаний и ломбардов. Поправку внес народный депутат Андрей Пинчук.
Правда, вчера данная поправка из проекта Налогового кодекса уже исчезла. «Но осталась опасность, что ее во время голосования за кодекс может предложить депутат внести «с голоса», то есть учесть устное предложение. Такое неоднократно бывало», – говорит руководитель одной из общественных организаций на рынке финансовых услуг.
Рынок против
Участники рынка на планируемое нововведение отреагировали негативно. «Внедрение бланков строгой отчетности приведет к колоссальным затратам кредитных союзов, в результате чего серьезно снизится уровень их капитализации и финансовой устойчивости», – говорит председатель правления объединения кредитных союзов «Программа защиты вкладов» Иван Вишневский. По его подсчетам только союзы в их объединение будут тратить в год, как минимум 5 млн. грн. на покупку этих бланков. По словам же президента Национальной ассоциации кредитных союзов (НАКС) Петра Козинца, в целом по рынку эта сумма может быть в 3-4 раза больше.
Гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая вообще считает нереальным перевод всех договоров страхования на бланки строгой отчетности. «Существует 40 видов добровольного страхования, а в рамках каждого вида множество вариаций договоров. Как их можно унифицировать? Тем более, что есть сложные договоры, которые прописываются на нескольких десятках страниц», – утверждает Белошицкая.
По ее словам, можно ввести обязательство печати на бланках строгой отчетности только договоров по обязательным видам страхования (в т.ч. ОСАГО). «Но и то с условием, что никто не будет диктовать участникам рынка, где им печатать бланки. Иначе монополия негативно отразится на их цене», – добавляет страховщик.
Игроки небанковского финансового рынка не понимают, почему их хотят заставить оформлять договоры о предоставлении финансовых услуг на бланках строгой отчетности, тогда как к более крупному – банковскому – рынку таких требований не предъявляют. «На банковском же рынке во время кризиса было гораздо больше проблем с клиентами, чем на том же страховом. Кроме того, бланки от недобросовестных игроков никаких клиентов не спасут. Все зависит от того, что в договоре указано, а не от того, на чем он напечатан», – говорит Вишневский.
Полмиллиарда на бланки
Непринятие нововведения участниками небанковских финансовых рынков вполне объяснима. В случае, если такая норма (об их всеобщем охвате бланками строгой отчетности) появиться в Налоговом кодексе или в другом документе, совокупные ежегодные затраты небанковских финучреждений на покупку бланков могут достигать 0,5 млрд грн.
Больше всего может заплатить страховой рынок, заключающий в год самостоятельно 22,3 млн договоров страхования (это без учета 552,6 млн договоров по обязательному страхованию пассажиров на транспорте). «При ориентировочной цене одного бланка 5 грн. рынок будет платить в год более 220 млн грн.», – предполагает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
Такое нововведение может обойтись в более скромную сумму – от 110 до 270 млн грн. (в зависимости от стоимости бланка). А рынок кредитных союзов будет вынужден выложить 15-20 млн. грн.
В итоге «набегает» 350-500 млн грн. Представители рынков недоумевают, кому из граждан Украины поможет такое нововведение. ««Все это ляжет в итоге на плечи потребителей наших услуг, среди которых есть много малоимущих», – говорит Петр Козинец.