На фоне разговоров о валютных войнах и разногласий по поводу американской политики количественного смягчения саммит «Большой двадцатки» в Сеуле на этой неделе станет очередной проверкой готовности ведущих стран к международному сотрудничеству. В каком направлении должно строиться это сотрудничество? — задается вопросом глава Всемирного банка.
Зеллик призывает к созданию новой валютной системы, которая могла бы включать доллар, евро, иену, фунт стерлингов и юань при его движении к интернационализации и в перспективе — к открытому счету капитала. По словам Зеллика, следует также рассмотреть возможность использования в этой модели золота как международного базового ориентира рыночных ожиданий в отношении инфляции, дефляции и будущей стоимости валют. «Возможно, в учебниках золото представляют как деньги прошлого, но рынки сегодня используют золото как альтернативный монетарный актив», — пишет Зеллик.
«Другие крупнейшие экономики, начиная со стран «Большой семерки», должны договориться об отказе от валютных интервенций, кроме как в редких случаях при согласии остальных», — пишет Зеллик.
Принимаемые меры должны помогать развивающимся странам в преодолении асимметрии экономического подъема за счет гибких валютных курсов и независимой монетарной политики. Зеллик признает, что некоторым странам могут понадобиться инструменты для решения проблемы краткосрочных спекулятивных потоков капитала.
«Двадцатке» следует поддерживать рост, концентрируя внимание на преодолении ограничений со стороны предложения («узких мест») в развивающихся странах. Необходима особая поддержка для развития инфраструктуры, сельского хозяйства, квалифицированной рабочей силы.
В своей статье Зеллик пытается найти решение валютных проблем, которыми сегодня обеспокоено все мировое сообщество. США и ряд других стран критикуют китайскую политику интервенций и сдерживания юаня, связывая с ней диспропорции платежных балансов и искажения на капитальном рынке.
На саммите глав государств «Двадцатки» в Южной Корее, вероятно, вновь возникнут разногласия по поводу валютных курсов. План США, предусматривающий обязательства стран по соблюдению целевых установок по текущему счету платежного баланса, вызвал несогласие в международном сообществе.
Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) заявил, что американская экономическая модель переживает «глубокий кризис», и раскритиковал решение ФРС о вливании на финансовый рынок дополнительно 600 млрд долларов. «Это никак не согласуется, когда американцы обвиняют китайцев в манипулировании валютным курсом, а затем искусственно снижают курс доллара с помощью печатного станка», — заявил Шойбле.
Изначальная Бреттон-Вудская система, введенная в 1945 году, предусматривала фиксированные, но регулируемые обменные курсы, привязанные к стоимости золота. Ее поддерживали также ограничения, направленные против дестабилизирующих потоков капитала из одной экономики в другую.
«По своему масштабу изменения, произошедшие с 1971 года, разумеется, не уступают тем, которые имели место с 1945 по 1971 год и повлекли за собой переход от Первой Бреттон-Вудской системы ко Второй». Разработка валютной системы, которая должна прийти на смену «Бреттон-Вудсу II», существовавшей с 1971 года, потребует времени. Но нужно начинать этот путь, уверен Зеллик.