Сегодня, 3 ноября, истекает срок приема заявок от компаний на получение разрешений на экспорт зерна. Однако по состоянию на вечер 2 ноября ни один из трейдеров так и не предоставил в Минэкономики необходимый пакет документов. Об этом сообщил заместитель директора департамента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономики Игорь Гресь.
Чиновники заверяют, что не знают причин, которые помешали компаниям подавать документы на получение разрешений. Со своей стороны зернотрейдеры называют ситуацию с распределением квот непрозрачной и заявляют о проволочках со стороны властей. «Мы не могли подать заявку на получение квоты. Не была выписана процедура», — пояснил глава компании «Нибулон» Алексей Вадатурский.
Прежде чем подать заявку в Минэкономики, компании должны получить заключение о наличии зерна, которое выдается Министерством аграрной политики. Именно эту справку до последнего времени получить было невозможно — порядок ее выдачи был опубликован в «Урядовом курьере» и, соответственно, вступил в силу только 27 октября, то есть спустя неделю после начала приема Минэкономики заявок на экспорт. Еще одна причина, по которой затянулась выдача документов, состоит в том, что Минагрополитики столкнулось с проблемами при подсчете зерна. Так, если на элеваторах ведется постоянный учет продукции, то как проверить количество зерна в портах, остается непонятным.
Эти проволочки на руку правительству — они не позволили запустить механизм распределения квот по «историческому» принципу (основываясь на объемах экспорта компаний в прошлом сезоне) и дали возможность Кабмину выиграть время для внедрения механизма продажи квот на аукционах. Напомним, на прошлой неделе правительство зарегистрировало в Верховной Раде с пометкой «срочно» законопроект, которым предусматривается механизм продажи квот на аукционах. Вчера законопроект был принят в первом чтении 249 голосами. «Скорее всего, Мин-экономики не будет продлевать сроки приема заявок, а будет реализовывать сценарий внедрения аукционов на продажу квот, поскольку де-факто решение об этом уже принято», — отмечает Тамара Левченко, старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital.
Продажа квот на аукционах — объективно более прозрачный механизм их распределения, чем «исторический» принцип, который не дает доступа к экспорту всем без исключения участникам рынка. По подсчетам участников рынка, продажа квот по стартовой цене
10-35$ за тонну в зависимости от культуры могла бы обогатить бюджет минимум на 500 млн грн. «Но аукционы предполагают, что компаниям придется уплатить дополнительно 10-35$ на каждой тонне, что практически нивелирует их маржу. Поэтому трейдеры выступают категорически против такого механизма», — говорит Тамара Левченко. Она напоминает, что если в текущем году для зернотрейдеров еще остается возможность заработать на возврате НДС, то в следующем году на операциях с зерном он отменяется. В свете возможного продления ограничений экспорта зерна в 2011 году прецедент продажи квот на аукционе для трейдеров крайне нежелателен.