Информацию о том, что «Лугансктепловоз» построит локомотивы 2ТЭ116УМ (на фото) для Монголии, подтвердил председатель правления предприятия Виктор Быкадоров. «Мы два года вели переговоры. Специально для Монголии с учетом климатических особенностей страны разработали локомотив и передали его монгольской стороне на испытания. Машина получила одобрение, и переговоры в конце концов закончились успешно», — пояснил Быкадоров.
По оценкам Центра политического и экономического анализа, 35 локомотивов могут обойтись Монголии почти в 840 млн. грн. «Один 2ТЭ116УМ сегодня стоит около 24 млн. грн.», — поясняют свои подсчеты в центре.
Только на монгольском заказе «Лугансктепловоз» сможет заработать почти в два раза больше, чем за весь 2009 год. Напомним, в прошлом году луганское предприятие реализовало 21 локомотив. Из них 19 — для Российских железных дорог (РЖД), два — для «Укрзализныци». В денежном выражении годовой выпуск продукции был оценен в 429,7 млн. грн.
«Мы поставляли машины для монгольских железных дорог еще в советское время. Тогда для Монголии было сделано около 150 машин. Сегодня же мы возобновляем сотрудничество», — пояснил председатель правления «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров.
Опытный образец луганского локомотива был отправлен в Монголию в сентябре этого года. Это грузовой магистральный тепловоз, который приспособлен к работе в условиях повышенной запыленности. Топ-менеджер «Лугансктепловоза» также отметил, что контракт с Монголией — это первый заказ от этой страны за годы независимости Украины.
Заказ для спорного завода
Заказчиком луганских машин является Улан-Баторская железная дорога (УБЖД). Перевозчик — монгольская компания, которая принадлежит правительству Монголии и РЖД. На каждую из сторон приходится по 50% акций УБЖД.
Контракт будет выполняться в рамках соглашения, достигнутого между собственником «Лугансктепловоза» — российским «Трансмашхолдингом» — и монгольской компанией. Локомотивы будут покупаться за заемные средства. Кредитором выступает российский банк ВТБ.
На «Лугансктепловозе» уверили, что все 35 локомотивов будут отправлены в Монголию до середины 2011-го. В Центре политического и экономического анализа считают: это вполне реальные сроки для луганского предприятия. После перехода под контроль российской компании завод уже произвел более 90 локомотивов для РЖД. К тому же «Лугансктепловоз» уже имеет, хоть и давний, опыт поставок техники на монгольский рынок.
Эксперты также уверены, что выполнению заказа не помешают и судебные разбирательства вокруг локомотивостроительного предприятия. Напомним, что 22 октября Хозсуд Киева по требованию ФГИ разорвал договор купли-продажи «Лугансктепловоза» «Трансмашхолдингу». Однако, решение суда было опротестовано ответчиком.
К тому же российскому инвестору не привыкать работать в условиях, когда его права на владения «Луганск-тепловозом» оспариваются. В подобной ситуации «Трансмашхолдинг» оказался в марте 2007 года, когда компания впервые была объявлена победителем конкурса на покупку «Лугансктепловоза». Тогда сразу после конкурса его результаты опротестовали структуры, подконтрольные группе «Приват». В итоге в январе 2008-го Верховный Суд признал итоги приватизации недействительными. Тем не менее ценные бумаги «Лугансктепловоза» еще около 9 месяцев находились в собственности «Трансмашхолдинга».
В сентябре прошлого года Хозяйственный суд Луганской области обязал регистратора вернуть акции предприятия ФГИ. В 2010 году была проведена очередная приватизация, победителем которой вновь стал «Трансмашхолдинг». И за все эти годы, несмотря на конфликт с украинскими властями, российский инвестор продолжал размещать заказы для РЖД на луганском заводе. К тому же, даже когда в прошлом году «Лугансктепловоз» был возвращен в госсобственность, «Трансмашхолдинг» оставил подконтрольный себе топ-менеджмент на предприятии.
Перспективы монгольского рынка
Для Монголии железная дорога — одно из приоритетных направлений развития экономики страны, которая является транспортным коридором между Китаем и Россией. К тому же в 2007-м власти страны приняли закон «О железнодорожном транспорте», который позволяет горнорудным компаниям строить железнодорожные ветки к разрабатываемым карьерам.
По сути этот закон ликвидировал в Монголии государственную монополию на железнодорожный транспорт и дал возможность частным компаниям развивать собственную инфраструктуру. Так, в 2008 году началось строительство железнодорожной ветки к месторождению железной руды Тумуртэй (находится на границе с Россией). Соответственно, с увеличением железнодорожных магистралей в стране растет и спрос на железнодорожную технику, что делает саму страну для украинских тепловозостроителей перспективным партнером.
Если расчеты «Лугансктепловоза» верны и Монгольские железные дороги все необходимые им в 2010 году 15 локомотивов закупят у луганчан, то это позволит предприятию на 75% увеличить сегодняшний портфель заказов. А доход компании с учетом возможного контракта, даже при самых скромных подсчетах, составит 375 млн. грн.