В правительстве предлагают автомобилистам платить транспортный сбор лишь при первичной регистрации автомобиля. В дальнейшем же каждый автовладелец будет рассчитываться с государством через нефтетрейдеров. В частности законотворцы предлагают компенсировать снижение поступлений в казну от транспортного сбора за счет повышения акциза на топливо. В документе прописано, что с 1 января 2011 года (планируемая дата вступления в силу нового Налогового кодекса) акциз на топливо будет увеличен на 37,9% — со 132 до 182 евро за тонну. Новый налоговый сбор может приносить в государственную казну до 820 млн евро ежегодно.
«Предложение заменить транспортный сбор дополнительной пошлиной на топливо нашло поддержку у министра экономики Василия Цушко, советником которого я являюсь», — отметил вчера Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). По его словам, новые правила налогообложения также одобряют многие народные депутаты.
У автомобильной «налоговой реформы» есть и противники. Как объясняет руководитель ВААИД, включение транспортного сбора в цену топлива невыгодно представителям местных властей крупных городов. Дело в том что поступления от транспортного сбора проходили через городские бюджеты — по месту регистрации авто. То есть больше всего финансовый поток был в таких городах, как Киев, Днепропетровск, Харьков. «Это позволяло на местном уровне проводить манипуляции со средствами, полученными от транспортного сбора. При новой системе налогообложения деньги будут проходить через таможенную и налоговую службы», — поясняет эксперт.
По словам Назаренко, единственное, чего будет добиваться ассоциация, это не столь существенного повышения пошлины. «Достаточно повысить акциз не на 50 евро, как предполагается в сегодняшней редакции документа, а на 20 евро за тонну, чтобы компенсировать поступления в бюджет после упразднения транспортного сбора», — уверен Назаренко.
По словам главы ВААИД, при повышении налога на 20 евро бензин подорожает на 12 коп. Если же пошлину поднимут на запланированные 50 евро за тонну, его цена в рознице вырастет на 38 коп. за литр. Всего же, с учетом того, что в Украине ежегодно продается около 4,5 млн тонн бензина, поступления в бюджет при пошлине в 182 евро за тонну могут составить до 820 млн евро в год. В ассоциации же утверждают, что адекватная транспортному сбору цифра составляет около 685 млн евро ежегодно.
С определенными оговорками соглашается с расчетами директора ассоциации и аналитик Upeco Александр Сиренко: «Даже если допустить, что повышение акциза на нефтепродукты на 50 евро за тонну будет одобрено Верховной Радой, говорить сегодня о последствиях такого решения довольно трудно. Если делать расчеты, исходя из нынешней конъюнктуры, то повышение ставки акциза приведет к подорожанию бензина на 40 коп. за литр».
Эксперт также отмечает, что цены на стелах заправок могут и не отреагировать на дополнительные поборы со стороны государства. В частности, если на мировых рынках к моменту вступления в январе в силу нового закона цены на нефтепродукты пойдут вниз, что зимой бывает достаточно часто, то повышение акциза на топливо в Украине пройдет незамеченным как нефтетрейдерами, так и автолюбителями.
«Украинский рынок летом этого года уже пережил повышение акцизного сбора. Напомню, в июне ставка была повышена с 110 до 132 евро за тонну. Однако увеличение налоговой нагрузки на трейдеров совпало с падением цен на нефтепродукты на внешних рынках и благоприятной конъюнктурой на внутреннем. В итоге в Украине топливо в рознице не подорожало», — поясняет Сиренко.
Комментарий эксперта
Вячеслав Стешенко, Коммерческий директор столичной сети АЗС КЛО:
У идеи, включить по сути транспортный сбор в стоимость топлива, есть сильные стороны: платят те, кто активно пользуются автомобилями. К слабым сторонам можно отнести необходимость покупать топливо по той же цене армии, машинам сельскохозяйственного назначения или ветеранам, ездящим на старых авто. Топливо для армейских и автомобилей аграриев можно было бы маркировать, но в этом случае могут возникнуть коррупционные схемы. В некоторых странах существует практика маркирования цветом топлива для сельского хозяйства и военных. Это делается для того, чтобы такое топливо не попадало в розничные сети.
Если Налоговый кодекс будет принят в предложенной редакции, то стоимость топлива в опте вырастит пропорционально повышению налога - на 50 евро за тонну, и примерно на 46 коп. за литр при существующем курсе евро к гривне. С точки зрения поступлений в бюджет, при новой налоговой ставке государственная казна сможет получать до 780 млн долларов ежегодно при условии отсутствия льготных схем импорта без уплаты акциза и НДС.