Чтобы найти ответ на этот вопрос, мне пришлось потратить немного времени и обдумать: что характерно для успешных проектов Virgin и понять, что пошло не так, когда мы потерпели неудачу. Я проанализировал 40 лет своей карьеры в бизнесе и выделил 5 «секретов».
1. Получайте удовольствие от того, чем Вы занимаетесь
Открытие своего дела – это тяжелый труд и огромные затраты времени. Поэтому будет лучше, если Вы будете получать от него удовольствие. Когда я начал создавать Virgin в квартире, которая располагалась в подвале дома на западе Лондона, я не планировал строить бизнес-империю. Я хотел создать такой бизнес, которым мне бы нравилось заниматься, и который позволял бы при этом оплачивать счета.
У меня не было никакого великого плана или стратегии. Даже название компании было придумано на ходу. Как-то вечером мы с друзьями выпивали и решили назвать нашу фирму Virgin, поскольку все мы были новичками в бизнесе. Имя прижилось.
Создать свой бизнес для меня означает делать то, чем можно гордиться, собирать вместе талантливых людей и создавать что-то, что изменит жизнь других людей к лучшему.
Бизнесмен (или бизнес-леди) – это своего рода художник. Когда вы только создаете компанию, у вас есть только чистый холст и вам предстоит заполнить его. Точно так же, как хорошему художнику нужно перенести каждую деталь прямо на его холст, бизнесмену нужно позаботиться о каждой мелочи, чтобы добиться успеха, когда он впервые берется за дело. Но в отличие от картины, бизнес невозможно завершить – он постоянно развивается.
2. Создайте нечто выдающееся
Производите вы продукт, услугу или бренд, вам нельзя забывать, что в современном мире нелегко создать компанию, выжить и добиться процветания. В наше время нужно сделать что-то радикально новое, чтобы вас заметили.
Взгляните на самые успешные бизнес-проекты последних 20 лет. Microsoft, Google или Apple встряхнули свою отрасль, делая то, что раньше никто не делал. Они сейчас в числе лидеров рынка.
3. Создайте что-то, чем будет гордиться каждый ваш работник
Компании, как правило, представляют собой группу людей, и именно люди – ваш главный актив.
4. Будьте хорошим лидером
Как лидер вы должны уметь выслушивать людей. Вы должны иметь собственное мнение, но нет смысла навязывать свои взгляды другим без обсуждения проблемы. Ни у кого нет монополии на хорошие идеи и хорошие советы.
Шевелитесь, слушайте людей, расспрашивайте людей и учитесь у них. Как лидеру вам также придется научиться исключительно умело хвалить людей. Никогда не критикуйте людей открыто, никогда не выходите из себя и всегда щедро хвалите своих коллег за хорошо выполненную работу. Люди расцветают, когда их хвалят. Обычно им не нужно указывать на ошибки, потому что в большинстве случаев они и так знают, что допустили их. Если кто-то не справляется, не выкидывайте его или ее автоматически за дверь. Компания должна быть настоящей семьей. Так что выясните сперва, нет ли для этого человека более подходящей работы в рамках вашей компании. В большинстве случаев Вы найдете что-то для любого типа личности.
5. Будьте на виду
Если хотите быть хорошим лидером, вам не стоит проводить все время за рабочим столом. Я никогда не работал в офисе, только из дома. Но я всегда выходил оттуда, чтобы встречаться с людьми. И не смотря на то, что я все время путешествую, я всегда держу в заднем кармане записную книжку на случай, если мне придут в голову хорошая идея или понадобится записать какой-то вопрос или идею.
Когда я оказываюсь на борту самолета Virgin Atlantic, я обязательно общаюсь с персоналом и пассажирами. Встречаясь с экипажем Virgin Atlantic, я обязательно услышу 10 новых предложений или идей. Если их не записать, то на следующий день я смогу вспомнить только одно из них. Записывая их, я помню все 10. Идите и пожмите руки пассажирам, и вы обязательно встретите людей, которые укажут вам на какую-то проблему или идею. Запишите услышанное, имена и электронные адреса людей. А на следующий день проследите, чтобы они получили ответ.
Понятное дело, я слежу за тем, чтобы исполнительные директора, которых мы назначаем, придерживались той же философии. Таким образом нам удается руководить большой группой компаний также, как мелкий бизнесмен своей небольшой семейной фирмой.