Правительство планирует уже на этой неделе рассмотреть проект нового Налогового кодекса и направить его в парламент. Президент не исключает, что ветирует документ, если в нем будут содержаться непопулярные решения. В свою очередь, эксперты предлагают властям обратить внимание на наиболее спорные моменты в будущей налоговой конституции страны.
Галина ХОМЕНКО, старший менеджер налогово-юридического департамента «Эрнст энд Янг»
Оксана ЛАПИЙ, старший консультант налогово-юридического департамента «Эрнст энд Янг»
Стоит обратить внимание на те негативные нормы, которые перекочевывают из действующего закона о подоходном налоге в новый Налоговый кодекс. Они являются животрепещущими для физлиц, как украинских граждан, так и иностранцев.
Речь идет, в частности, о дискриминации нерезидентов для налоговых целей (иностранных граждан, не получивших статус резидента) по сравнению с резидентами для налоговых целей (а это все украинцы плюс иностранцы, получившие такой статус) в контексте применения 30%-ной ставки налога к их доходам в отличие от 15%, предусмотренных для налогообложения доходов резидентов.
Несправедливый подход
Как показывает наше недавнее исследование, только Россия и Украина из 40 анализируемых нами европейских стран так существенно ухудшают положение налоговых нерезидентов в вопросах налогообложения. Большинство же упомянутых стран уравнивают в правах резидентов и нерезидентов для целей налогообложения.
Неблагоприятными для граждан остаются также нормы, касающиеся налогообложения при продаже движимого и недвижимого имущества, так как согласно данным нормам подоходный налог необходимо платить со всей суммы, полученной от продажи имущества, а не с прибыли (если она есть). То есть сумма расходов, понесенных на приобретение такого имущества, не берется во внимание при расчете налоговой базы. Мы считаем, что такой подход к определению налоговой базы является несправедливым, так как влечет за собой двойное налогообложение.
Что же касается тех новшеств, которые предусматривает проект Налогового кодекса, то стоит отметить, что в основном все они направлены на увеличение налогового бремени на физических лиц. Так, например, ставка налога для лиц, чьи доходы превышают 10 минимальных зарплат в месяц (на сегодняшний день это 8880 грн.), составляет 17%. Таким образом, увеличение ставки налога коснется всех представителей так называемого «среднего класса».
Более того, вводится 5%-ный налог на доходы от депозитов, превышающих 200 тыс. грн., что, как мы понимаем, сделает депозитные программы украинских банков еще более непопулярными, учитывая, что ставки по депозитам в Украине и так существенно уменьшились в последнее время.
Кроме этого, воплощается в жизнь давнее намерение правительства о введении налога на недвижимость, который, согласно последней имеющейся у нас информации, составит в год 10 грн. за 1 кв. м площади квартир сверх 40 кв. м на человека, а также домов более 100 кв. м в городе и 200 кв. м в сельской местности.
Негативные новшества коснутся и тех граждан, которые получают доходы от операций с инвестиционными активами, поскольку новый Налоговый кодекс вводит запрет переносить накопленные инвестиционные убытки, что делает операции с ценными бумагами еще более рискованными.
Если же говорить кратко о частных предпринимателях — плательщиках единого налога, новый Налоговый кодекс делает этот статус вообще непривлекательным. Расходы, понесенные предприятиями в связи с приобретением у таких частных предпринимателей любого товара (услуги), не могут быть отнесены в состав валовых.
Из положительного хотелось бы отметить более четкую формулировку тех норм, которые на сегодняшний день имеют совершенно отличное от законодательства практическое применение либо вообще не прописаны в законах.
«Плюсы» тоже нашлись
Так, в новом Налоговом кодексе четко определили статус резидента, привязав его исключительно к количеству дней, проведенных на территории Украины (183 дня), для иностранных граждан и к гражданству — для украинцев. При этом положительным аспектом является только определенность критерия резидентского статуса для иностранных граждан, в то время как украинские граждане, по сути, лишены возможности приостановить налоговое резидентство Украины, и соответственно, уплату налогов на территории Украины, даже в случае долгосрочного отсутствия на территории Украины (например, дольше 183 дней в календарном году). Более того, у иностранных граждан появилась реальная, а не декларативная возможность избежания двойного налогообложения, а именно путем продления сроков подачи декларации до момента получения справки об уплаченных налогах от иностранных налоговых органов. Пожалуй, из хорошего, особенно для иностранцев, это и все.
Таким образом, с учетом той ситуации, которую мы имеем на сегодняшний день, напрашивается вывод, что физическим лицам пока не стоит ожидать от Налогового кодекса существенных положительных изменений. В то же время поскольку Налоговый кодекс продолжает пересматриваться, мы настоятельно рекомендуем следить за его изменениями.