По мере обострения конкуренции финучреждения снизили средние расценки на гривневые займы (валютное кредитование физлиц до сих пор запрещено в Украине) — на 1–2% — до 23–25% годовых. Побегав по банкам, водитель сможет найти и более выгодное предложение — 7–12% годовых. Правда, в этом случае дополнительно ему придется заплатить разовую комиссию за оформление займа — порядка 1,2–3% суммы кредита. Такая, на первый взгляд, нереально низкая стоимость автокредитов имеет простое объяснение: по договору с банком в этом случае большую часть процентной ставки за покупателя машины платит автодилер. Но и он в накладе не останется, поскольку благодаря кредитным программам продается куда больше машин, чем без них. Снижая ставки, банки также нарастили сроки кредитования: с двух-трех в до трех–пяти, а некоторых случаях и до семи лет. Размер минимального первоначального взноса сократился с 40–50 до 25–30% стоимости авто.
Водители сразу же откликнулись на новые предложения финансистов. «Количество поступающих заявок и оформленных автокредитов с каждым месяцем увеличивается. Несмотря на кризис, стремление населения иметь собственный автомобиль по-прежнему актуально», — сказал начальник управления ипотечного кредитования ВТБ Банка Александр Борщевич. Чаще всего в кредиты приобретали наиболее ходовые марки авто: Daewoo, Chevrolet, Nissan, Skoda.
Финансисты продолжат обхаживать автолюбителей и дальше: стоимость займов для них в третьем квартале опустится еще на 1,5–2,5% годовых. Правда, это снижение не коснется займов под 7–12% годовых, которые банки сегодня выдают в содружестве с автодилерами. На снижение размера минимального первоначального взноса украинцы могут рассчитывать не раньше октября–ноября, и будет оно крайне незначительным — с 25–30 до 20–25% стоимости авто. Более существенное уменьшение цен на автокредиты и сокращение аванса до докризисных 5–10% стоимости финансисты в ближайшие год-полтора не обещают. «Предпосылок для смягчения условий кредитования до уровня 2007–2008 годов с минимальными ставками и без первоначального взноса сегодня нет. Кризис показал, что такие займы несут в себе большие риски», — заявил первый заместитель председателя АО «Сбербанк России» Александр Ведяхин. Не готовы банкиры и пересматривать свое отношение к оценке финансового состояния водителей. «Чего точно не будет, так это либерализации требований к заемщикам. От них по-прежнему требуются наличие положительной кредитной истории, соответствующего уровня официальных доходов и т. д.», — заверил директор департамента розничного кредитования банка «Финансы и Кредит» Сергей Шевченко.