Урожайный ли год?
Одной из наиболее актуальных тем этого лета после пожаров стал именно урожай. И не зря. Начало июля, щедрое на дожди с градом, и вторая половина этого месяца с испепеляющей жарой вряд ли способствовала сохранению урожая зерновых. Тем не менее, оценки экспертов по поводу будущего урожая отличаются. Так, еще до начала природных катаклизмов вице-премьер-министр Виктор Слаута прогнозировал урожай в 43-46 миллионов тонн зерновых. Позже, во второй половине июня заместитель министра аграрной политики Евгений Лавров озвучил другую цифру – 50-52 миллиона тонн. Даже после природных катаклизмов правящая партия не растеряла оптимизма. «Несмотря на засуху, Украина в нынешнем году получила неплохой урожай ранних зерновых. По предварительным оценкам, валовой сбор зерновых ожидается на уровне более 40 миллионов тонн», - передает пресс-служба Партии регионов мнение народного депутата Михаила Чечетова. «Нынешняя ситуация в аграрной отрасли существенно изменилась. И причем в лучшую сторону. Свидетельством тому является факт, что даже в условиях небывалой жары и засухи аграрный сектор при поддержке правительства работает без срывов», - бодро резюмировал Чечетов итоги аграрной политики «регионалов». Меж тем, коллеги «регионалов» по правящей коалиции требуют по примеру России запретить экспорт зерна из Украины. «Украина должна ввести полный запрет на экспорт продовольственного и фуражного зерна урожая 2010 года. Это стратегический резерв, это золотой запас народа, которым должно распоряжаться исключительно государство», - сказал лидер украинских коммунистов Петр Симоненко 30 июля. «На фоне зернового дефицита, мировые цены стремительно растут и на этом украинские зерновые спекулянты - зернотрейдеры - уже начали набивать свои карманы», - бдительно предостерег соратников по коалиции главный коммунист. Ведь за неделю до заявления Симоненко министр аграрной политики Николай Присяжнюк на встрече с президентом Украины сообщил, что около 16 миллионов украинского зерна пойдет на экспорт. При этом, как сообщает пресс-служба АПК, потери от засухи и града уже были учтены и изменен прогноз сбора зерновых – до 42,5 миллиона тонн зерновых вместо 46 миллионов тонн.
Но даже если урожая вопреки оптимистичным прогнозам правительства будет не хватать, смогут ли «регионалы» выполнить требование соратников по коалиции? Вряд ли. Ведь совсем недавно Украина получила очередной международный кредит. Казалось бы, может ли существовать связь между кредитом МВФ и экспортом зерновых? Оказалось, может. По крайней мере, в этом уверен экономист инвестиционной компании Astrum Investment Management Алексей Блинов. «Если Украина введет такие ограничения, она рискует не только получить тяжбы в рамках ВТО, но и столкнуться с проблемами в области продолжения кредитования со стороны МВФ и прочих международных финансовых организаций», - цитирует Блинова РБК. Ведь во Всемирной торговой организации не очень-то одобряют введение ограничительных санкций на экспорт. Вернее, вовсе запрещают. А Украина – член ВТО. В общем, если россияне будут предлагать лучшую цену, украинцы будут продавать. И тут уж власти ничего не смогут поделать. Сами «регионалы» объясняют необходимость экспорта зерна довольно просто – за рубежом за зерно дают больше. «Если бы государство создало такие условия, чтобы можно было так продавать и внутри страны, по нормальным ценам и, наверное, тогда бы не вывозили. Поэтому здесь должен быть рынок - рыночные цены и рынок должен балансировать спрос и предложение», - сказал Чечетов. Что касается моратория на экспорт, то тут, по словам «регионала», нужно быть предельно осторожными. «Если бы государство создало такие условия, чтобы можно было так продавать и внутри страны, по нормальным ценам и, наверное, тогда бы не вывозили. Поэтому здесь должен быть рынок - рыночные цены и рынок должен балансировать спрос и предложение», - объяснил Чечетов.
Доходы и убытки
Пока эксперты и власти гадают, какой урожай получит Украина в этом году, трейдеры, пользуясь российским запретом, продолжают взвинчивать цены и уже прикидывают, за сколько этот урожай можно будет продать. «За один день цена на внутреннем рынке выросла на 150 гривен на все зерновые культуры. И, по нашим прогнозам, она еще вырастет где-то на 100 гривен», - сказал президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко 6 августа. Кроме того, по его прогнозам, всего через несколько дней цена на продовольственную пшеницу вырастет с 1600 гривен за тонну до 1800 гривен. И тут перед украинской властью встает несколько серьезных вопросов. Первый и основной – как обеспечить удержание цены на хлеб на нынешнем уровне. Тем более, что сам премьер-министр Украины это уже не раз клятвенно обещал. «Нас устраивает оптимальная цена (на зерно), при которой цена на хлеб сохранится – все условия для этого есть», - сказал он 29 июля журналистам. Днем ранее министр АПК Присяжнюк не исключил повышения цены на хлеб, и глава правительства вынужден был успокаивать украинцев. Но то было 29 июля, до запрета премьер-министра России Владимира Путина. Как будет действовать украинская власть сейчас? Не секрет, что повышение цены на газ для населения, цен на жилищно-коммунальные услуги, а также увеличение пенсионного возраста были негативно восприняты большинством украинцев. Готова ли власть нанести еще один удар по своему имиджу или постарается не допустить роста цен на такой важный для населения продукт?
Скорее всего, правительство выберет второй путь. «Если возникнет необходимость, правительство обязательно будет контролировать экспорт как фуражной, так и продовольственной пшеницы, а также вводить квоты на экспорт последней», - заявил Присяжнюк еще до запрета Путина, когда критических ситуаций с зерном не ожидалось. Ведь удержание цены на хлеб – это сильный рекламный ход власти в преддверии местных выборов. «Чтобы удержать внутренние цены есть дважды испытанный механизм. Власть ограничит экспорт урожая. Таким образом, наполнит внутренний рынок. Искусственно обвалит цены. Установит ценовой порог для пекарей. Закроет глаза на низкое качество хлеба. Сорвет сотни три контрактов. Сгноит часть урожая в элеваторах. Заработает парочку миллиардов на откатах. Выйдет героем на ближайших местных выборах, потрясая хлебными ценниками образца 1913 года», - дает невеселый прогноз в своем блоге эксперт Александр Пасховер. По его мнению, чтобы избежать проблем с ВТО, власть не будет ограничивать экспорт в открытую. «Квотирования может и не будет, а вот негласная разнарядка для таможни – »тех пускать, а этих не пускать«, на мой взгляд, очень возможный вариант», - пишет Пасховер. Хотя, по его мнению, гораздо разумнее было бы отпустить цены, а бедное население субсидировать через социальные фонды. А вот вырученную прибыль нужно пустить на повышение урожайности с одного гектара. Украина в два раза отстает от этого показателя от США. Да и производители от роста цена выиграют.
То, что хорошо для производителей и экспортеров зерна, плохо не только для рядовых украинских граждан, но и для транспортников. Как считает Блинов, сокращение экспорта из России приведет к меньшему простою грузов в украинских портах, что выгодно экспортерам. А вот самим портам радость украинских аграриев – горе, ведь большая часть российского экспорта проходила через украинские морские порты. Еще и «Укрзалізниця» остается в накладе.
А тем временем, ситуация со стратегическими запасами зерна в Украине тоже не радужная. Как сообщает «Зеркало недели», Янукович поручил Присяжнюку закупить в Аграрный фонд 4 - 4,5 миллиона тонн зерна, а МинАПК к началу июля, когда цены были еще «божескими» смогло приобрести лишь... 100 тысяч тонн. Аграрный фонд попросту не объявлял никаких закупок. Зато правительство всерьез взялось за трейдеров, обязав перед экспортом зерна проверять его качество. По мнению Кабмина и Гостаможслужбы, это позволит избежать довольно популярной схемы манипуляции, когда трейдеры вывозили из Украины зерно низкого класса, оформляя его как продукцию высшего качества и на бумагах завышая цену. В результате, экспортеры получали немалую компенсацию НДС, а потом это же зерно ввозилось в Украину. Под предлогом борьбы с таким явлением Гостамслужба теперь будет требовать справку из региональных лабораторий судебно-медицинских экспертиз. Ранее, служба уже приостановила отгрузку зерна на суда, показав, таким образом, трейдерам, «кто в доме хозяин». В итоге, власть доказала, что сможет влиять на экспорт зерна «негласными» методами. Только вот будет ли продуктивной такая политика? Эксперты единодушны – повышения цен на хлеб не избежать. В любом случае – членство в ВТО отказывает украинскому правительству в праве регулировать рынок зерна административными методами. Да и заставлять зерно гнить в хранилищах, не выпуская на экспорт – не лучший выход из ситуации. Ведь это будет серьезный удар по украинским производителям и экспортерам. Но как тогда быть с наполнением Аграрного фонда, региональных резервов и с населением, которое на выборах вспомнит «регионалам» повышение цен и на газ, и на тарифы, и на хлеб? Это – тот Гордиев узел, который и предстоит разрубить «регионалам» в ближайшее время.