Изначально на почетное звание арендатора аэропорта претендовали три компании, подавшие заявки на участие в июньском конкурсе: «Юридическая фирма «S&P», которую эксперты посчитали техническим участником, «Мастер-Авиа», близкая к Василию Хмельницкому и Андрею Иванову, и «Промсоцразвитие», которую относят к российскому бизнесмену Виктору Вексельбергу. Первую и последнюю отсеяли по формальным признакам: якобы «Юридическая фирма «S&P» не смогла доказать свою причастность к авиации, а «Промсоцразвитие» якобы неправильно оформила банковскую гарантию от Банка Москвы на сумму евро. Именно это дало повод некоторым депутатам заговорить о возможной отмене результатов тендера, из-за чего их утверждение в сессионном зале было отложено на неопределенный срок.
Предложение проголосовать за этот вопрос в июле с голоса внес генеральный директор аэропорта Денис Костржевский, который по совместительству является депутатом Киеврады от блока Литвина. Соответствующий проект решения предусматривал погашение инвестором долга в размере 22,468 млн грн. перед ОАО «КБ «Крещатик», финансирование строительства нового пассажирского терминала площадью 12 тыс. кв. м пропускной способностью 320 пассажиров в час (ориентировочная стоимость 200 млн грн.) и реконструкцию существующей инфраструктуры. Руководитель аэропорта заверил городских избранников, что необходимые согласования документ прошел. В результате за передачу объекта в аренду «Мастер-Авиа» проголосовали 70 из 111 депутатов.
Надо сказать, что бизнес-группа Василия Хмельницкого и Андрея Иванова проявляла интерес к аэропорту давно. Правда, изначально она продвигала идею его переноса из Жулян в Васильковский район Киевской области (с. Большая Бугаевка) с последующей застройкой территории объекта. В 2006 г. одна из аффилированных с их компаниями структур предложила создать на базе аэропорта СП. Но впоследствии акценты сместились, и бизнесмены, видимо, решили заняться авиационным бизнесом. С мертвой точки процесс сдвинулся в 2009 г., когда на должность генерального директора «Киева» был назначен президент строительной компании «Міськжитлобуд» Денис Костржевский, который считается креатурой группы Иванова–Хмельницкого. Сразу же после его назначения в аэропорту начался активный процесс подготовки к привлечению инвестиций. «С приходом г-на Костржевского был взят курс на реконструкцию объекта со строительством в его окрестностях комплекса торгово-развлекательных и бизнес-центров. Было решено отдать часть его территории и прилегающей промзоны под застройку. Таким образом учитывались интересы инвесторов, которые будут вкладывать средства в развитие аэропорта», — рассказал информированный источник в Минтранссвязи.
Подтверждает его слова и обнародование ряда проектов строительства коммерческих объектов в окрестностях и на месте зданий аэропорта по Воздухофлотскому проспекту: четырех бизнес-центров, а также новой гостиницы на месте профилактория «Киева». Эксперты не исключают, что при реконструкции подъездной дороги к нему со стороны Севастопольской площади под снос пойдут гаражи (ул. Медовая), а также часть промзоны (ул. Волынская).
Впрочем, будут ли утверждены результаты конкурса, большой вопрос. Сразу после их оглашения компания «Промсоцразвитие» пообещала заблокировать дальнейшую передачу аэропорта в аренду в суде, а позже подкрепила свои обещания иском. На прошлой неделе против передачи объекта неожиданно выступил и первый заместитель мэра столицы Александр Попов, пообещавший уговорить Леонида Черновецкого не подписывать решение Киеврады. По его информации, документ не прошел соответствующие согласования, а презентованные во время голосования в сессионном зале параметры проекта не совпадают с параметрами, выставленными при проведении конкурса на право аренды.
Во-первых, «Мастер-Авиа» предоставил банковскую гарантию только на 150 млн грн., а стоимость проекта возведения нового терминала оценивается примерно в 200 млн грн. Откуда возьмутся остальные средства, неизвестно. Вопросы вызвала и ставка арендной платы. По данным источников в Минтранссвязи, «Мастер-Авиа» предложил выплачивать городу 5,5% в год от оценочной стоимости имущества аэропорта, которая составила всего 24 млн грн. «Только в прошлом году на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона «Киева» из госбюджета были выделены порядка 120 млн грн. Поэтому оценка его имущества в 24 млн грн. выглядит смешной. А если учитывать рыночную стоимость земли под объектом, то цена аренды должна быть на порядок выше. Ведь победитель конкурса получит перспективные земли едва ли за десятую часть от их реальной стоимости», — говорит источник в Минтранссвязи, пожелавший остаться не названным. Правда, по условиям аукциона инвестор обязан провести независимую оценку имущества и подать эти данные на рассмотрение в КГГА. Но интересен тот факт, что конкурент «Мастер-Авиа» — фирма «Промсоцразвитие» — изначально предлагала арендную плату в размере 15% от стоимости активов, а также была готова профинансировать строительство гораздо большего терминала — пропускной способностью 700 пассажиров в час и общей площадью 20 тыс. кв. м.
Туманна ситуация и со строительством центра по обслуживанию бизнес-авиации. Ранее предполагалось, что к существующему аэровокзалу инвесторы пристроят еще одно здание площадью в несколько тысяч квадратных метров и передадут часть помещений на втором этаже терминала под обслуживание VIP-пассажиров. Также планировалось возвести специальную базу по техническому обслуживанию бизнес-авиации. Но в решении Киеврады об этом уже не упоминается.
Нашлись нестыковки и в проекте реконструкции. Этот документ в феврале текущего года разработало по заказу «Киева» ООО «Бюро инвестиционных проектов — проектный менеджмент». Стоимость реализации проекта тогда составляла 246 млн грн. Однако в апреле исполнительный директор аэропорта Валерий Полищук заявил, что стоимость реконструкции составит уже 430 млн грн. Но внятно объяснить, почему цена работ выросла в 1,5 раза, представители аэропорта не смогли, туманно намекая на необходимость пересмотра бюджета в связи с инфляцией.