Не мы такие - жизнь такая!
Заметная часть ключевых мыслей, которыми спешат поделиться с народом нынешние обитатели верхушки политического Олимпа, касается животрепещущей проблемы «Посмотрите, что с вами сделала бывшая власть! Но мы это быстро исправим!». Исправлять крепкие хозяйственники собираются все и везде: провести системные реформы, догнать и перегнать докризисные объемы промышленного производства, остановить инфляцию и падение ВВП, повысить социальные стандарты и, таким образом, сделать жизнь каждого украинца «лучше и веселее». Причем многие действия преподносятся президентско-правительственно-коалиционным лагерем либо как не имеющие аналогов, либо как полностью противоположные недобросовестным инициативам власти предыдущей. Но в некоторых случаях к такому подходу возникает ряд вопросов. Например, когда речь заходит о газовых расценках и коммунальных тарифах.
Еще год-полтора назад оппозиционная тогда Партия регионов была непримиримой противницей «кабальных» и «антинародных» условий сотрудничества с Международным валютным фондом, и кое в чем (стоит только вспомнить судьбу моратория на рост соцстандартов) добивалась успеха. На заре правления новой власти дежурные требования Фонда (по большей части такие как пенсионная реформа и удорожание газа для населения) по-прежнему оценивались как недопустимые. Но прошло некоторое время, прогнозируемый реальный дефицит бюджета начал впечатлять даже закаленное воображение, на горизонте замаячила новая программа и около пятнадцати миллиардов долларов кредита,- и ситуация, как по волшебству, изменилась. А вслед за ней поменялась и концепция.
После многочисленных заверений в том, что повышения тарифов для населения не предвидится, власть имущие были вынуждены констатировать: цены вырастут«. Необходимость в принятии подобного решения назрела давно. Таким образом Кабмин пытается не только удовлетворить требование МВФ, но и сделать шаг в сторону спасения »Нафтогаза«, находящегося в очень непростом положении, которое традиционно усложняется затруднениями с покрытием разницы между реальной стоимостью газа и льготными тарифами. Согласно решению Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) с 1 августа цены на газ вырастут в полтора раза и будут составлять от 725,4 до 2954,1 гривны за тысячу кубометров в зависимости от объемов потребления и наличия индивидуальных счетчиков. Сказав »А«, власть не отказывается и от необходимости произносить »Б": с того же 1 августа на те же 50 процентов вырастут цены для предприятий теплокоммунэнерго. Что, скорее всего, означает и рост тарифов на отопление и горячее водоснабжение. При этом предварительные подсчеты Министерства ЖКХ пытаются демонстрировать: рывок цен - не катастрофа.
Пока народ привыкает к мысли о солидном увеличении собственных трат на «коммуналку», как и в прошлом году, не молчат ни оппозиция, ни профсоюзы. Напомним, в 2009 году Юлия Тимошенко формально была готова выполнить требования МВФ, и НКРЭ сделала первый, 20-процентный, шаг к повышению тарифов. Но непопулярное решение было заблокировано благодаря судебным искам профсоюзных организаций, советоваться с которыми правительство обязалось в 2008 году. В канун президентских выборов настойчивость трудовых лидеров пришлась как нельзя кстати, и после не слишком продолжительной тяжбы публичных заявлений неприятный вопрос был спущен на тормозах. В 2010 году Федерация профсоюзов Украины и Национальный форум профсоюзов Украины решили пойти по знакомому пути и за самоуправство грозят правительству судами. НКРЭ к протестам относится без особого пиетета. Глава комиссии Сергей Титенко напомнил, что в сентябре 2008 года было подписано генеральное соглашение между Кабмином и профобъединениями сроком на два года. И к текущей реальности оно никакого отношения не имеет. Но помимо взбунтовавшихся профсоюзов «золотую жилу» разворачивающейся проблемы готовы разрабатывать и политики.
Подарок судьбы
Подорожание газа для населения и коммунальщиков экспертами уже не первый год расценивается как шаг необходимости, приближающейся к крайней. В свете этого тем интереснее наблюдать за попытками власти обосновать крайне непривлекательное с точки зрения избирателей решение. Несмотря на всю риторику о том, что реформы - дело нелегкое (и тут не поспоришь), в правящей партии не могут недооценивать потенциальные электоральные потери. Особенно в канун выборов. И особенно - местной власти.
Если судить по последним событиям, в ближайшее время функцию главного смягчающего обстоятельств для Кабмина будет исполнять один из любимых приемов, к примеру, киевской верхушки: «И да заплатят богатые за бедных!». В исполнении правительства, еще не склонного к экспериментам столичного масштаба, этот метод пока будет работать в направлении понижения порога субсидий (помощь государства предположительно должна вступать в бой с момента, когда траты на коммунальные платежи достигнут 15 процентов совокупного дохода трудоспособных граждан и 10 процентов - у нетрудоспособных). Но как бы благородно ни выглядели такие начинания, за властью уже числится антирекламный «гол» в свои ворота. В таком качестве можно рассмотреть попытки оправдать необходимость скорейшего подписания памятного «Харьковского пакта». Напомним слова президента: «Это [снижение цены на газ вследствие договоренностей по флоту] даст нам возможность не повышать в этом году тарифы на газ и жилищно-коммунальные услуги». В свете того, что все украинские власти настаивают: народ использует отечественные газоресурсы - объяснение выглядело интересно. Но не прошло и трех месяцев, как выяснилось, что цены на газ, если для кого, может быть, и не поднимутся, так это для промышленности, которой в ближайшее время придется несладко из-за сокращения перечня льгот. Пытаясь достигнуть тактического преимущества в апреле, к началу отопительного сезона власть имущие могут прийти с заметными потерями стратегического характера. А ведь отнестись к такой промашке,как к сущему подарку судьбы могут не только политические враги, но и формальные друзья.
Скорее всего, коалиционные пиар-усилия в ближайшие время могут быть направлены на назначение роли «корня зла» Международному валютному фонду. Но при этом в Партии регионов и Блоке Литвина придерживаются позиций «ну, что поделаешь». «Не буду скрывать: обязательства [перед МВФ], которые Украина берет на себя, достаточно сложные. Однако все они укладываются в наше собственное видение развития страны», - так говорит премьер-министр. А спикер называет повышение тарифов «объективно вынужденным решением». Зато соратники ПР и БЛ по большинству - коммунисты - принимать на себя мягко-критичные лоялистские обязательства не спешат. «Я категорически против решения правительства повысить тарифы на газ для населения. Это решение принято под давлением МВФ», - стоит на своем Петр Симоненко. Такого поведения от КПУ стоило ожидать. Теперь же интересно, какую форму примет «красное» недовольство в свете приближающихся выборов. Не исключено, что коммунисты достаточно быстро перейдут на позиции критики уже не только кредиторов, но и власти, провоцирующей всенародные страдания. Идти на выборы с протестной риторикой КПУ и проще, и привычнее. Правда, в таком случае труднее предсказать будущее коалиции. Но, в то же время, некоторые голосования уже доказали «неблагонадежность» маленькой, но гордой фракции. И, возможно, интересам Партии регионов больше соответствует намерение за лето довести количество не прижившихся в оппозиции депутатов из БЮТ и НУ-НС до того максимума, после которого помощь коммунистов «регионалам» уже не понадобится. В силу этого можно даже допустить, что ПР в какой-то мере заинтересована в возрастающем публичном недовольстве верных ленинцев - и потенциально проблемный балласт сбрасывается, и более приятная и прогнозируемая оппозиция получается.
Для оппозиции же грядущее повышение тарифов - это та отправная точка, которую стоило бы придумать, даже если бы ее не было. Не воспользоваться подобным шансом было бы политическим безумием, поскольку власть за последние месяцы определенно запуталась в «показаниях», а рост недовольства вероятен не только среди протестных избирателей, но и в кругах ядерного электората Виктора Януковича и Партии регионов. Парламентские «меньшевики» это прекрасно понимают. И вот уже в парламенте зарегистрирован проект постановления о моратории на поднятие цен в этом году, а БЮТ (за компанию с профсоюзами) грозит власти судебным преследованием. «Если они, не дай Бог, с первого августа сделают этот шаг - мы пойдем в суды и будем бороться за то, чтобы людям не повышали цены на газ. Потому что это будет не просто издевательство, это будет финансовое и экономическое убийство тех семей, которые живут за счет несчастных копеек - пенсий и заработных плат», - напоминая о том, как власть нарушила свои обещания, Юлия Тимошенко чувствует себя в родной стихии. Площадку для протестной активности своих недругов правительство волей-неволей «оборудовало» со вкусом и размахом. Стоит предположить, что власти планируют реагировать на возмущение оппозиции по принципу «сами такие». И действительно, кто как не Юлия Тимошенко в 2009 году убеждала МВФ в стиле «вот-вот, еще чуточку, потерпите немножко»? Но тут в пользу бывшего руководства страны играет не намерение, а конечный итог: хотели-хотели, но ведь не подняли...
Одно из направлений, с которым оппозиция пойдет на местные выборы, определилось само собой. Теперь дело за властью. Некоторые эксперты полагают, что актуальное на сегодня решение поднять цены на газ на 50 процентов - это полумеры. «Думаю, повышение еще на 50% произойдет после выборов [в местные органы власти]. Может, к первому января, может, раньше», - предполагает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин. Другие специалисты допускают, что «ценам может быть дан задний ход» (так возможное положение дел очертил в комментарии для «Лиги» аналитик «Astrum Investment Management» Алексей Блинов). Многое зависит от того, насколько новая украинская власть в самом деле настроена на реформы. Даже пятидесятипроцентное повышение цен на газ может привести к электоральным потерям, особенно, если новый госорган по регулированию тарифов и местные власти поспешат с перерасчетом тех расценок, на которые повлияет рост «газовых» цен для теплокоммунэнерго (но спешить - в их интересах).
Возможен и другой вариант. По словам Сергея Тигипко, заседание Совета директоров МВФ, на котором может быть принято решение о продолжении сотрудничества, назначено на 28 июля. Киев с помощью постановления НКРЭ чистоту своих намерений уже продемонстрировал. Но стоит Фонду запустить программу сотрудничества, и затем в игру вполне могут вступить «форс-мажоры» одного направления, но разного рода (инициативы оппозиции, профсоюзов, неравнодушных граждан), которые помогут затягиванию сроков реального введения новых тарифов - по возможности, до 31 октября. Каким может быть поведение власти после выборов - зависит от ее намерений. Правительство Николая Азарова, желая сохранить рейтинговые акции, может решить пойти по пути не проведения реформ, а их активной имитации. Юлии Тимошенко это уже удавалось, но на сотрудничестве с международными финансовыми институтами такая политика отразилась не очень хорошо. Или же, использовав шансы на полную, власти вернутся на «путь истинный». И тогда оптимистично настроенные избиратели получат «сюрприз» в виде новых квитанций (а то и старых, но с неприятными перерасчетами). В том же случае, если сильные сей страны решат все-таки не идти на поводу у сиюминутных предвыборных нужд, можно будет констатировать: концепция снова поменялась. Только теперь общеполитическая. Но уже продемонстрированная способность кардинально менять курс в зависимости от потребностей момента пока вынуждает сомневаться в реальности такого варианта.