Одна из основных задач проекта — сократить сроки оформления ДТП и проведения страховых выплат потерпевшим. Сейчас материалы по дорожно-транспортным происшествиям в обязательном порядке оформляются с участием ГАИ. Пострадавшие в аварии автомобили могут часами стоять в ожидании приезда инспекторов, создавая заторы на дорогах. С принятием закона ситуация изменится: если в аварии никто не пострадал, а оба водителя — участника ДТП имеют полисы «автогражданки» и пришли к согласию относительно виновника происшествия, они имеют право оформить материалы самостоятельно. Заполнив европротокол и набросав схему дорожно-транспортного происшествия, автомобилисты смогут отправиться восвояси, впоследствии передав протокол своим страховщикам (в случае, когда участники происшествия не пришли к согласию, они будут по старинке вызывать милицию). Согласно проекту СК должна быть уведомлена о событии в течение суток с момента происшествия. На протяжении трех дней страхователь обязан написать страховщику письменное заявление о ДТП.
Неоспоримый плюс системы европротокола — это сокращение перечня документов, необходимых для получения выплат пострадавшими. «Сейчас только суд может установить и признать виновность участника ДТП. Однако из-за перегруженности судов на получение решения зачастую требуется от двух до пяти месяцев. При условии оформления сторонами европротокола страховые компании смогут проводить выплаты без решения суда и справки ГАИ, что значительно ускорит процесс», — рассказал директор по страхованию СК «Наста» Сергей Парфенюк. К тому же проект закона четко устанавливает сроки, в которые страховщик обязан провести выплату по «автогражданке» (если оформлен европротокол). «Срок, в течение которого СК или МТСБУ должны принять решение и провести выплату, будет отсчитываться от даты получения компанией уведомления об аварии, а не от даты предоставления заявителем последнего необходимого документа, как это происходит сейчас. То есть решение о выплате должно быть принято в течение 45 дней с момента заявления, а не 30 дней с момента получения последнего документа», — сообщил председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной.
Впрочем, финансисты допускают, что в некоторых случаях «самостоятельность» водителей, оформивших материалы ДТП без участия инспекторов ГАИ, может выйти им боком. «Если тот, кто изначально признал себя виновным, впоследствии изменит свое решение, то, покинув место ДТП, пострадавший не сможет доказать свое право на получение возмещения, так как авария не была зафиксирована Госавтоинспекцией. Участники происшествия также не смогут обратиться в суд с документом, который они сначала составили по обоюдному согласию, а потом от него отказались», — отметил начальник управления урегулирования убытков СК «Провидна» Владимир Хомицкий. В таких случаях ключевым документом, на основании которого будет приниматься решение о виновнике происшествия, станет схема ДТП, подписанная обоими участниками. «После ее изучения и проведения автоэкспертизы компания сможет сделать вывод об обстоятельствах аварии. Если одна из сторон будет не согласна с ее решением, она сможет оспорить его в суде», — говорит заместитель гендиректора МТСБУ Иван Гуминский.
По мнению страховщиков, введение системы европротокола должно серьезно повысить популярность «автогражданки» среди автомобилистов. Росту рынка обязательного страхования ответственности автовладельцев будет способствовать и предусмотренная в проекте норма о том, что договоры должны заключаться на срок не менее года. В то же время эксперты убеждены, что принятие закона спровоцирует резкое увеличение выплат. «Сегодня обращение в милицию влечет за собой изъятие у виновника водительского удостоверения, наложение штрафа (как минимум 340 грн.) и все «прелести» хождения по судам и отделениям ГАИ. Поэтому многие предпочитают рассчитаться с потерпевшим на месте ДТП без оформления происшествия. При составлении европротокола штраф платить не нужно и права никто забирать не будет. Поэтому страховые случаи рекой хлынут в СК», — убежден Вадим Загребной.
Кроме того, эксперты прогнозируют активизацию страховых аферистов. «В проекте отсутствует требование об обязательном вызове на место происшествия аварийного комиссара. Это открывает простор для страхового мошенничества. Недобросовестные автовладельцы, например, могут договориться о том, кто из них «виновен» в ДТП, либо изменить реальную картину происшествия, его место, подменить одного участника аварии другим, а затем составить европротокол и потребовать выплаты от страховщика», — рассказал начальник службы урегулирования страховых событий страховой группы «ТАС» Виктор Панасюк. «Одной из важных мер, способных предотвратить мошенничество, является незамедлительный выезд аварийного комиссара для осмотра поврежденных транспортных средств. Возможно, компании также будут настаивать на предоставлении аварийным комиссаром или самими участниками дорожно-транспортного происшествия цифровых фотографий обоих поврежденных авто», — дополнил ведущий специалист департамента урегулирования убытков АСК «ИНГО Украина» Андрей Нечас. По словам Ивана Гуминского, одной из превентивных мер в борьбе с мошенниками может стать ограничение сумм, которые будут выплачиваться по ущербу, полученному в ДТП, материалы которого оформляются без участия ГАИ. Предполагается, что максимальная страховая сумма по дорожно-транспортному происшествию с составлением европротокола будет определяться Госфинуслуг и может составить половину ныне действующего лимита, то есть 12,75 тыс. грн.