В киевском БТИ революция: переходят к новой системе регистрации недвижимости. Но вместо ускорения и облегчения процесса, получаем беготню по замкнутому кругу. А пока чиновники разбираются, что к чему, «горят» старые справки из БТИ, пишет Газета по-киевски.
Цель реформы: чтобы все было быстро и без взяток
Инициатива в целом неплоха. С 1 июня согласно приказу Минюста в Украине введен новый порядок регистрации прав собственности на недвижимость. Вместо справок-характеристик будут выдавать выписки из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, оформленные на специальных бланках строгой отчетности.
Обратите внимание: в выписке, кроме информации о праве собственности и о самой недвижимости, будут указаны данные об «отягощении» – то есть о самовольно построенных, пристроенных или реконструированных объектах. Кроме того, если имущество под арестом, либо под запретом продажи, или находится в налоговом залоге – все это тоже обязательно будет в документе.
Раньше недобросовестный брокер мог просто не заметить, специально или случайно, проблемных сторон квартиры. Поле для махинаций было широким: главное найти покупателя простодушного и несведущего в вопросах финансов, не знающего юридических тонкостей дела. А затем на пороге приобретенной квартиры мог возникнуть и служащий «кинутого» банка, и налоговый инспектор, и вышедший на свободу из МЛС еще один «совладелец», которого забыли упомянуть при продаже...
А что в реальности: киевляне дерутся за место в БТИ
Несмотря на то что новая система работает с 1 июня, процедура получения документов не упростилась, а даже усложнилась и удлинилась.
Так, желающим оформить право собственности приходится выстаивать очереди дважды: вначале необходимо получить один из цветных талончиков, а уже на нем пропечатано время визита в БТИ на следующий день для подачи документов.
– Иногда люди едва ли не дерутся между собой за место, – рассказывает киевлянин Павел Казаков, который недавно побывал в бюро. – Плюс все подорожало. Я занимаюсь гаражом, а не квартирой, так с меня сдерли даже не 192 грн, а все 203 с копейками, при том что оценка будет через 4 недели.
По подсчетам аналитика АН «Планета Оболонь» Владимира Коломейко, теперь минимальный срок оформления документов составит месяц.
Есть нюанс: старые справки сгорают через 3 месяца после выдачи
И юристы, и риэлторы предупреждают, что удлинившиеся процедуры могут испортить немало текущих сделок по купле-продаже квартир.
Дело в том, что выписки из Реестра, выданные ПОСЛЕ 1 июня 2010 не на специальном бланке, будут считаться недействительными. А справки-характеристики, выданные ДО 1 июня 2010-го, – действительными в течение трех месяцев с даты их выдачи.
– Нотариусы принимают такие справки, если они действительны на момент совершения нотариальных действий. В дальнейшем при удостоверении правовых сделок с недвижимостью нотариусы будут принимать лишь выписки из Реестра прав собственности на недвижимое имущество, – разъясняет юрист компании Astapov Lawyers Татьяна Грачева.
В свою очередь, риэлтор Коломейко увидел проблему уже сейчас:
– В так называемом «Договоре задатка» оговаривается конечная дата подписания договора купли-продажи. Если продавец не успеет собрать все необходимые документы к указанной дате, то формально нарушит условия договора. И должен будет вернуть залог в двукратном размере. А это, как правило, весьма значительные суммы.
В то же время риэлтор уверен, что редкий покупатель согласится на указание конечного срока покупки с большим запасом.
Во что это обойдется
Конечно, изменится и стоимость регистрации. Правда, точный ее размер пока неизвестен. Например, раньше изготовление справки за две недели обходилось в 203–276 грн в зависимости от «возраста» техпаспорта (и вдвое дешевле, если справку приходилось ждать месяц).
Теперь, как объясняет Владимир Коломейко, процедура разбита на два этапа, за каждый из которых нужно платить отдельно.
1) Вызов инженера, который оценивает недвижимость. Для начала дают квитанцию, которую надо оплатить. Через несколько дней на объект приезжает инженер. Оценки ждать 2–4 недели. За это все надо заплатить 165–192 грн.
2) Дают выписку и документ о перерегистрации, но их стоимость пока точно неизвестна – она будет зависеть от оценки квартиры и особенностей правоустанавливающих документов. По данным Коломейко, в одной из недавно закрытых сделок в БТИ взяли 150 грн за выписку и 72 грн за перерегистрацию.
– Расценки за прохождение второго этапа за 30 дней пока неизвестны, поскольку до него мало кто дошел, – уточняет эксперт.
Кому нужны «два круга» в БТИ?
То, что стоять киевлянам теперь надо аж в двух очередях, – изобретение именно киевского БТИ. В Минюсте тоже критикуют эти «нововведения».
– Министерство юстиции возмущено ситуацией с госрегистрацией имущественных прав на недвижимое имущество на территории Киева, – официально заявляют в ведомстве в ответ на запрос.
В Минюсте объясняют, что киевское БТИ – коммунальное предприятие, поэтому вмешиваться в его хоздеятельность, куда подпадает и раздача талончиков, и введение повторных очередей, они не имеют права. Но грозятся, что в ближайшее время обратятся к столичному мэру и попросят того разобраться с непутевым БТИ.
Закон приняли еще в 2002-м, но «не для киевского БТИ»
Как объяснили нам в Департаменте гражданского законодательства и предпринимательства Минюста, оборот спецбланков был учрежден приказом еще в 2002 году. Уже тогда все БТИ должны были обеспечить их применение, и большинство из них постарались выполнить распоряжение.
– Никакого «введения нового порядка» регистрации недвижимости не произошло, – подтверждает старший юрист компании «Волков, Козьяков и Партнеры» Анатолий Чебукин. – Уже давно и повсеместно, кроме Киева, регистрация прав собственности на недвижимое имущество, извлечения из соответствующего реестра и свидетельства о праве собственности, оформлялись на спецбланках.
По утверждению Минюста, киевское БТИ открыто демонстрировало свою «независимость» от общей системы органов госрегистрации и саботировало применение норм. В том числе относительно подключения к Реестру прав собственности на недвижимое имущество.