Министр финансов Федор Ярошенко, представляя в парламенте законопроект, попросил депутатов ускорить подготовку документа ко второму чтению в связи с необходимостью принять документ на этой сессии, чтобы уже на основе нового Бюджетного кодекса приступить к работе над проектом госбюджета на следующий год.
Его предложение сократить процедуру подготовки ко второму чтению с 14 до 7 дней поддержал и профильный комитет по вопросам бюджета, о чем сообщил, выступая с парламентской трибуны, глава комитета Николай Деркач.
В то же время, депутат от НУНС Юрий Кармазин подчеркнул, что документ не только нельзя готовить по сокращенной процедуре, но и следует более детально рассмотреть его во всех парламентских комитетах. По словам Ю.Кармазина, проект документа существенно ограничивает права местного самоуправления в вопросах формирования местных бюджетов, а также сужает права депутатского корпуса при подготовке принятии проекта госбюджета.
Председательствующий на заседании первый заместитель Председателя ВР Адам Мартынюк не стал ставить на голосование предложение сократить процедуру подготовки документа ко второму чтению, сославшись на статью 116 Регламента ВР. Он также подчеркнул, что если при подготовке ко второму чтению Верховной Раде не будут возвращены ее права в плане бюджетного процесса, в целом документ поддержан не будет. Помимо этого, А.Мартынюк обратил внимание на то, что проект содержит изменения в другие законы и кодексы Украины. Он отметил, что в таком случае нужно либо менять название документа, либо - что будет более логичным - при подготовке ко второму чтению разделить два этих вопроса и принять отдельным документом новую редакцию Бюджетного кодекса и отдельным - изменения в другие законодательные акты.
Так, законопроектом определяются процедуры рассмотрения и принятие Закона о Государственном бюджете Украины, а именно: определены два чтения, вместо существующих - трех, что увеличивает период его доработки ко второму чтению.
Проектом уточнены полномочия органов государственной власти по вопросам бухгалтерского учета. В частности, предусмотрено применение единых подходов к деятельности бухгалтерских служб, нормирования функциональных обязанностей и полномочий главного бухгалтера, закрепление за Министерством финансов регулирования вопросов методологии бухгалтерского учета, а также составление финансовой отчетности.
За Госказначейством закрепляется ведение бухгалтерского учета, выполнение бюджетов согласно национальным положениям бухгалтерского учета, применение к фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования единых методологических требований к ведению бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении бюджетов и смет с представлением их Министерству финансов и Госказначейству.
Предложено также усовершенствовать систему государственного внутреннего контроля и усилить ответственность участников бюджетного процесса. В частности, предусмотрено внедрение в бюджетных учреждениях внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Законопроектом определяются виды нарушений бюджетного законодательства (40 видов), меры воздействия (7 видов) и процедуры их применения контрольными органами. Разграничены и детализированы контрольные полномочия органов государственной власти, уполномоченных на осуществление контроля соблюдения бюджетного законодательства.
Проект Бюджетного кодекса дополнен нормами относительно эффективного управления финансовыми ресурсами и долгом. В частности, конкретизированы условия и особенности осуществления операций с государственным и местным долгом, привлечением государственных и местных заимствований, определен перечень источников финансирования дефицита бюджета.
Также авторы законопроекта отмечают, что для обеспечения стабильности бюджетной системы и создания привлекательного инвестиционного климата государства определен состав доходов общего фонда госбюджета, перечень защищенных расходов бюджета, процедура перечисления дотаций выравнивания местных бюджетов, конкретизированы субвенции из государственного бюджета местным бюджетам по государственным программам социальной защиты и т.п.
В законопроекте также пересмотрены источники доходов местных бюджетов, приведены в порядок расходные полномочия местных бюджетов. В частности, переданы из государственного бюджета плата за лицензии и сертификаты, государственную регистрацию (6 видов), 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов государственного значения, 50% сбора за специальное водопользование, 50% платежей за пользование недрами общегосударственного значения, и др.
Отнесены в полном объеме к доходам местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных отношений, фиксированный налог на доходы от предпринимательской деятельности, единый налог для субъектов малого предпринимательства и плата за землю (которая зачисляются в бюджеты местного самоуправления), поступления административных штрафов, плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (за исключением платы за приобретение торговых патентов пунктами продажи нефтепродуктов (автозаправочными станциями, заправочными пунктами).
Также доходом местных бюджетов может стать увеличение для бюджетов местного самоуправления с 20 до 50% нормативов зачисления сбора за загрязнение окружающей природной среды и денежных взысканий за вред, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей среды вследствие хозяйственной и другой деятельности. Кроме того, отнесена в бюджет развития местных бюджетов часть налога на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль коммунальных предприятий и финансовых учреждений) и др.
Авторы законодательной инициативы считают, что проект создает предпосылки и стимулы для повышения качества управления бюджетными средствами, а также для проведения реформ в других сферах общества.