Министр АПК Николай Присяжнюк на днях сделал очень тревожное заявление (если относиться к нему серьезно). Он потребовал отменить частное право. Не на все, конечно, а на самый политизированный товар в Украине — землю. Все, кто сомневаются в такой смелости министра, могут зайти на официальный сайт Министерства АПК, где размещено его обращение к представителям Аграрного союза Украины. В нем Присяжнюк заявил буквально следующее: «признать, что частная собственность на сельскохозяйственные угодья — это не абсолютное право, а социальная обязанность перед обществом».
Можно было бы предположить, что министр использовал это выражение для красного словца, чтобы подчеркнуть перед собравшимися аграрными бизнесменами, живущими в элитном селе под названием Конча-Заспа, их роль и значение в обществе. Ан нет. Далее министр расшифровал свою мысль и свел ее к необходимости создания условий для удержания крестьянина в селе. Чиновничий текст, конечно, априори предполагает разночтения, но все же Присяжнюк далее использовал такие словосочетания, как «негативные последствия надурбанизации», «сохранение хозяйств семейного типа». Лучше всего прокомментировал его мысль и разделил тревогу за будущее крестьян Владимир Ленин: «Города все более и более эксплуатируют деревни, отнимая лучшие рабочие силы у сельских хозяев, высасывая все большую долю богатства, производимого населением...» (если верить Google — полное собрание сочинений, том 4, с. 91).
Далее министр развил свою мысль и предложил ограничить права граждан на покупку земли: «субъектом права приобретения сельхозземель в частную собственность могут быть только сельские жители». Сложная лексика, но на то они и министры… Видимо, смысл такой: покупать землю смогут только крестьяне. Далее Николай Присяжнюк даже предлагает льготы при покупке крестьянами земли и «разработать механизм долгосрочного льготного кредитования покупки земли сельскими жителями при поддержке государства».
В Украине уже много лет действует мораторий на владение землей иностранными гражданами. Теперь министр решил приравнять к ним и соотечественников, проживающих в городе. Кроме того, в Украине нет свободного рынка земли, действует мораторий на приобретение земель сельхозназначения, которые были розданы крестьянам в качестве паев. Эта норма, существующая много лет, не сделала селян богаче, а поставила перед выбором: либо продавать землю через «судебные схемы», либо же отдавать в долгосрочную аренду. Делают они это, поскольку как раз хорошо осознают свою «социальную обязанность перед обществом» и, не обладая ресурсами для обработки земли, предпочитают передать ее тем, у кого такая возможность есть.
В связи с таким сенсационным заявлением Николая Присяжнюка возникает несколько вполне конкретных вопросов к министру:
1. Как министр собирается различать городского жителя и сельского, если в стране официально отменена прописка. Здесь же возникает вопрос определения «сельского жителя». Можно ли таковыми считать обитателей Кончи-Заспы и других элитных поселков, разросшихся вокруг крупных мегаполисов.
2. Что прикажете делать с «бабушкиным наследством». Ведь часть распаеванных земель на вполне законных основаниях — на правах наследования или судебного решения — перешла городским, урбанизированным жителям.
3. Для кого уважаемый министр хочет создать льготные условия при покупке земли, если крестьяне, получившие земельные наделы, уже который год массово избавляются от нее тем или иным способом.
Если министр призывал к пересмотру прав собственности на землю ради того, чтобы понравиться украинским лендлордам, то он в цели не добился. Потому что «земельный вопрос» бизнесмены уже давно решили и без него — в их банках земли столько, что у многих просто не хватает ресурсов для ее обработки. А если его слова были направлены крестьянам, то им в первую очередь нужны хорошие дороги, школы, связь, бытовые условия жизни. А что делать с землей и на земле — они знают лучше него.