Лидеры стран еврозоны объявили о создании механизма финансовой стабильности, в рамках которого обремененные долгами страны могут рассчитывать на помощь партнеров по валютному союзу из фонда экстренной помощи общим размером до 750 миллиардов евро. Большая часть из этих средств будет предоставляться самими странами еврозоны, также участие в фонде примет Международный валютный фонд (МВФ).
По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, Россия вряд ли сможет полностью адаптировать механизмы функционирования нового фонда.
Рецепты европейского стабилизационного фонда не подходят для российских реалий, считает ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев.
«В России на черный день создан суверенный резервный фонд, в Европе же речь идет о фонде-кредиторе в последней инстанции», - пояснил он.
Российский резервный фонд скорее похож на суверенные фонды отдельных ресурсных государств, например, нефтяных арабских стран, добавил эксперт.
С тем, что российский стабфонд существенно отличается от создаваемого в Европе, согласен и руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич.
«В нашей стране часть доходов бюджета в период высоких цен на нефть откладывается, чтобы быть потраченными, когда »черное золото« подешевеет. Еврозона с участием МВФ, в свою очередь, создает кредитный инструмент, действующий на возвратной основе - деньги, пусть на льготных условиях, заемщики со временем будут возвращать в фонд», - рассказал он.
По его словам, речь идет о принципиально ином способе управления.
«Кроме того, еврозона создает межстрановой фонд, а у нас одна страна», - добавил эксперт.
Россия уже отчасти использовала европейский опыт в течение последних пяти-шести лет - она ввела бюджетные правила, которые в определенной степени были навеяны критериями, действующими сейчас в Европе, отметил главный экономист инвестбанка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.
«Это позволило улучшить качество нашей бюджетной политики», - сказал он.
«Думаю, что в настоящее время российский резервный фонд управляется достаточно адекватно, и серьезные изменения под воздействием новаций из еврозоны маловероятны», - рассуждает эксперт. По его мнению, в перспективе взаимный обмен опытом между странами и надгосударственными объединениями в части создания подобных фондов будет продолжаться.
«Вспомним, как Россия, создавая свой Стабфонд, взяла на вооружение опыт Норвегии - европейского государства, также откладывающего излишки доходов от экспорта нефти на будущее. Через какое-то время мы увидим, что бюджетная политика и России, и европейских государств улучшится», - уверен Лисоволик.
Гуриев отметил, что методы, используемые в европейском стабилизационном фонде, фактически являются калькой с применяемых МВФ, они вполне доступны для России. Во время кризиса РФ использовала некоторые из них для помощи странам СНГ, и вполне успешно, напомнил он.
Эти механизмы могут использоваться, например, на уровне СНГ, хотя сейчас разработаны и более продвинутые способы взаимодействия, например, обмена резервных свопов со странами Юго-Восточной Азии и Китаем. Этот метод основан на том, что во время дорогой нефти Россия выигрывает, а азиатские страны в проигрыше, и наоборот. В «тучные» времена преуспевающий партнер помогает другому, которому приходится «подтягивать пояса».
В свою очередь, Гурвич полагает, что опыт еврозоны может пригодиться для межгосударственных механизмов с участием РФ.
«В рамках ЕврАзЭС создан антикризисный фонд, у которого есть общие черты с тем, что предлагается для спасения еврозоны. В отношении него со временем стоит присмотреться и к европейскому опыту», - советует глава ЭЭГ.
Эксперты позитивно оценивают саму идею создания европейского стабилизационного фонда - по их мнению, это поможет исправить ситуацию в Греции и не даст долговому кризису распространиться на другие страны еврозоны.
Об эффективности этой меры свидетельствует хотя бы то, что после появления информации о создании фонда мировые фондовые рынки, до этого падавшие, резко пошли вверх - инвесторы в нее поверили, отметил Гурвич. Но работать она будет лишь если страны, получающие помощь, начнут помогать себе сами, прилагая усилия по сокращению расходов бюджета и росту его доходов. Если же они попытаются взвалить всю тяжесть решения своих проблем на лидеров еврозоны и МВФ, то этот резервный фонд быстро исчерпается, а проблемы останутся, считает он.
По мнению Гуриева, создание такого фонда - наиболее эффективный на сегодняшний день способ остановить панику, так чтобы долговой кризис с Греции не перекинулся на Испанию и Португалию.
«Дело в том, что греческие долговые обязательства держат многие европейские банки, которые в случае их потери начнут сбрасывать испанские и португальские облигации. Это, в свою очередь, может повлечь за собой риск банкротства не только отдельных стран, но и крупнейших финансовых институтов Европы», - предупреждает он.
Попытка закрепить правила ЕЦБ, правила еврозоны в бюджетной сфере, пожалуй, важнее самого факта создания фонда и грядущего выделения денег, констатирует Лисоволик. Говоря об уроках европейского долгового кризиса, он отметил, что теперь большинство стран начнут выдвигать более четкие бюджетные правила и критерии.
Заявленного объема средств в стабфонде еврозоне хватит, чтобы преодолеть проблемы отдельных стран, а вот России следует задуматься об увеличении своего резервного фонда, если нефть будет дорожать, полагает Лисоволик.
«Опыт наглядно показал, что эти вложения принесли весьма ощутимые дивиденды, позволив нам пережить кризис с минимальными потерями», - пояснил он свою мысль.