Народные депутаты также 242 голосами при необходимых 226 проголосовали за укороченную процедуру подготовки законопроекта ко второму чтению.

Спикер Владимир Литвин сообщил, что законопроект планируется рассмотреть для принятия в целом уже на следующей пленарной неделе и призвал парламентариев как можно быстрее подать свои замечания.

Глава профильного парламентского комитета Сергей Терехин сообщил, что к законопроекту уже направлены замечания на 18 страницах, а подготовленная сравнительная таблица состоит из 70 страниц. По его словам, больше всего замечаний подал депутат от Партии регионов, глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах.

Он подверг резкой критике подготовленный Кабинетом министров документ, хотя подчеркнул, что имеющие большинство в комитете члены коалиции поддержали принятие законопроекта в первом чтении.

«Если говорить политически цинично, то для оппозиции было бы самым лучшим – принятие его (законопроекта) без правок, а потом месяц подождать», – заявил Терехин, выступая против подготовки документа ко второму чтению по укороченной процедуре, однако к его мнению большинство не прислушалось.

Основная критика законопроекта, прозвучавшая с трибуны, заключалась в резком увеличении акцизов, что может привести к сокращению легального производства, росту черного рынка и контр абанды; усилению полномочий налоговых органов и вмешательству их в трудовые отношения; повышению налогового давления на бизнес и, в особенности, банки и введению электронного реестра налоговых накладных.

В свою очередь министр финансов Федор Яр ошенко подчеркнул, что принятие законопроекта не должно привести к росту розничных цен. По его словам, дополнительные ресурсы будут направлены, в значительной мере, на развитие реального сектора, а новые ставки акцизов не будут превышать их значения в соседних странах.

Представители коалиции также заявили, что Минфин готов прислушаться ко многим замечаниям к документу, в частности, в значительной степени отказаться от предложения наделения налоговых органов функциями контроля трудового законодательства.

Как сообщалось, по расчетам Кабинета министров, поправки в закон о налоге на прибыль должны дополнительно принести 4,5 млрд. грн., о налоге на добавленную стоимость (НДС) – 6,9 млрд. грн. Помимо того, дополнительные поступления от предлагаемого правительством повышения акцизов ожидаются в размере 4,1 млрд. грн.

Как рассчитывает Кабмин, введение но вой платы за специальное водопользование за воду для напитков увеличит доходы на 0,15 млрд. грн., а индек сация платежей за пользование недрами, сборов за спецводопользование и геологоразведочные работы – соответственно, на 0,33 млрд. грн., 0,05 млрд. грн. и 0,12 млрд. грн.

Законопроектом, в частности, предлагается ограничить перенос убытков на следующие налоговые периоды 20% их суммы в год. Помимо того, новые суммы убытков, возникающие и/или остающиеся после вступления в силу изменений в законодательство, после проведения ауд ита не будут учитываться при условии отсутствия реального экономического основания.

Документ также предполагает формирование страховых резервов банками только на нестандартную задолженность, определенную по методике Н БУ, в пределах фактически выданных должнику средств и процентов по кредитам.

Помимо того, предложено осуществлять расчет курсовых разниц исключительно в случае погашения (продажи) задолженности в иностранной вал юте.

Проектом предусмотрено также сближение бухгалтерского и налогового учета путем введения учета налоговых разниц и представления в налоговые органы финансовой отчетности вместе с налог овой декларацией по налогу на прибыль предприятиями, доход которых по финансовой отчетности за минувший год превышает 100 млн. грн.


 В законе об НДС правительство ввести обязательное представление налогоплательщиками вместе с налоговой декларацией электронных копий записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных, подлежащих камеральной проверке, и установить право включать в состав налогового кредита отчетного периода налоговые накладные, выписанные в течение трех или более месяцев с даты их представления.

Одновременно документ содержит инициативы облегчить аннулирование регистрации плательщиков НДС, разыскиваемых или признанных недействительными судом, и лишить налогоплательщиков права на формирование налогового кредита по операциям с компаниями, в отношении которых судом принято решение о прекращении их деятельности или с которыми заключены ничтожный или признанный недействительным договор.

Предлагается также временно, в течение 2010 года, остановить нормы в отношении права плательщиков НДС включать в состав налогового кредита будущих периодов невозмещенные суммы отрицательного значения по НДС. По идее авторов, его остаток появится в декларации по НДС отдельной строкой и будет включаться в состав налогового кредита, начиная с первого отчетного периода 2011 года.

 Помимо того законопроектом предусмотрено введение с 1 января 2011 при налогообложении операций с подакцизными товарами авансовой уплаты НДС одновременно с уплатой акцизного сбора в размере 20% суммы акцизного сбора.