Вчера глава ОСК Роман Троценко на встрече с премьером Владимиром Путиным заявил, что корпорация намерена приобрести два украинских предприятия судостроительной промышленности: «Зоря-Машпроект» (Николаев) и ФСК «Море» (Феодосия). Первый является крупнейшим в мире производителем газотурбинных двигателей для судостроения, а второй строит легкие, на алюминиевой основе, военные и гражданские суда, пояснил господин Троценко. Он отметил, что заводы испытывают недостаток в заказах, но после их вхождения в ОСК «можно было бы решить вопрос». Впрочем, отметил Роман Троценко, заводы принадлежат государству и войти в ОСК без акционирования не могут. Владимир Путин идею поддержал и призвал Романа Троценко взять ее на личный контроль. Премьер заметил, что интеграция «Зоря-Машпроекта» и ФСК «Море» в ОСК «выгодно обеим сторонам». На самих заводах идею не комментировали.

Напомним, проект ОСК продолжает ряд громких заявлений о будущей тесной кооперации между Россией и Украиной. После того как в феврале президентом Украины стал Виктор Янукович, на фоне переговоров о цене российского газа (достигнуто соглашение о скидке в размере 30%) активизировались давние переговоры о включении концерна «Антонов» в российскую Объединенную авиастроительную корпорацию.

Владимир Путин на прошлой неделе анонсировал проект объединения атомной энергетики и машиностроения, а в пятницу предложил слияние газовых монополий двух стран, «Газпрома» и НАК «Нафтогаз України».

Впрочем, план ОСК «пока нельзя назвать серьезным, и все это только разговоры», утверждают два знакомых с ситуацией источника «Коммерсанта». Конечно, ОСК потенциально интересны эти активы, как и Черноморский судостроительный завод в Николаеве (крупнейшая государственная судоверфь в Украине), признает один из топ-менеджеров корпорации, но как и когда может быть структурирована сделка и сколько ОСК придется заплатить за активы, непонятно. Каких-то серьезных проблем с заказами у украинских заводов нет, уточняют источники, и тема их вхождения в ОСК возникла исключительно на фоне общих разговоров об интеграции российского и украинского бизнеса.

Об этом же говорят эксперты. Заместитель гендиректора центра АСТ Константин Макиенко сомневается, что «у того же »Зоря-Машпроекта« сейчас какие-то сложности» — завод не раскрывает объем заказов, но в целом это крупное предприятие, «у которого на постсоветском пространстве по большому счету нет конкурентов». То, что оно интересно ОСК, неудивительно, продолжает господин Макиенко: в России производства газотурбинных двигателей для судостроения «попросту нет, а ФГУП »Салют« и НПО »Сатурн« уровня »Зоря-Машпроекта« в ближайшее время не достигнут точно». Но завод загружен заказами России, Китая и Индии, добавляет эксперт, так что выгода от его вхождения в ОСК для Украины «неочевидна». ФСК «Море» с «Зоря-Машпроектом» несопоставима, отмечает Константин Макиенко, завод строит боевые катера на воздушной подушке и по большому счету реализует только один крупный контракт с Китаем. В данном случае непонятно, полагает эксперт, «чем столь скромное предприятие могло привлечь ОСК».