Как отмечают в интернет-магазинах, в большей степени нововведение коснется небольших операторов с небольшим оборотом, ведь крупные магазины с оборотом более 1 млн грн уже сейчас регистрируют ООО. При этом, по их словам, наполнить бюджет за счет перевода интернет-магазинов на общую систему налогообложения будет сложно. «Кто и как будет контролировать выполнение закона, ведь игроков очень много?» — отмечает Константин Сокур, директор интернет-магазина «Технотрейд». По его словам, гораздо большее беспокойство чиновников должна вызывать торговля через SMS и платежные терминалы, установленные в торговых центрах, работа которых сейчас вообще не регулируется.
При этом участники рынка в один голос заявляют, что любые изменения в фискальной политике отразятся на кошельках покупателей. Позволить себе не поднимать цены при увеличении налоговой нагрузки смогут лишь крупные игроки, количество продаж у которых исчисляется минимум 20 в день. Нишевые же магазины, у которых проходит всего 2-3 продажи в неделю, вынуждены будут уйти с рынка.
На сегодня у отрасли не осталось люфта для безболезненного увеличения налоговых платежей. Как отмечают участники рынка, в некоторых категориях товаров (например, торговля цифровой техникой) из-за падения спроса наценка сейчас минимальна — заработать удается только за счет объема продаж. Так, заработок магазина на продаже одного фотоаппарата средней ценовой категории составляет в среднем 7-10 у.е.
Даже несмотря на кризис, направление интернет-торговли остается очень перспективным. Объясняется это тем, что стоимость входа в бизнес не очень большая, а инвестиции могут окупиться в течение нескольких месяцев. «Стоимость открытия качественного интернет-магазина может варьироваться в пределах 1,5-3 тыс. долларов. При этом окупиться он может в срок от месяца до года в зависимости от сферы работы, — поясняет Сергей Третьяк, директор студии по разработке интернет-решений web-T. — При этом маржа может колебаться от нескольких процентов до нескольких десятков. В этом плане магазины на eBay вне конкуренции».
Согласно данным рейтинга bigmir.net, в Украине сейчас 5902 интернет-магазина. Их число с 2008 года увеличилось более чем в два раза. В структуре розничной торговли покупки через Интернет занимают менее 0,4%. В то же время в США в Сети совершается около 4% покупок. До кризиса объем рынка увеличивался вдвое ежегодно и достиг в 2008-м 1 млрд долларов.
Кроме того, остаются еще незанятые ниши. Сейчас большинство онлайн-магазинов торгуют фото- и бытовой техникой, компьютерным оборудованием, книгами, косметикой и парфюмерией.
В зону внимания Государственной налоговой администрации интернет-торговля впервые попала осенью прошлого года. Тогда региональным инспекциям было дано поручение проанализировать перечень интернет-магазинов, определить субъектов хозяйствования, которым они принадлежат, и включить их в ежемесячный план проверок для подразделений контроля за субъектами хозяйствования, которые осуществляют расчеты в наличной форме.