Артем РУДИК
директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономических исследований
Фиксированный налог уплачивают предприниматели, которые работают на рынке (137 грн. в месяц). У единого налога (200 грн. в месяц) более широкий спектр использования. Нужно понимать, что система упрощенного налогообложения, которая имела свои неоспоримые позитивы 10 лет назад, на сегодняшний день неэффективна. Она требует серьезных реформ. Но из-за разного рода политических причин изменения в эту систему так и не были внесены. Последняя попытка внести изменения была в прошлом году. Пытались перевести законодательное оформление этой системы из указа президента в закон, однако эти инициативы провалились. Зачем это делалось? Упрощенная система вводилась в 1998 году указом президента. Указы президента на тот момент юридически приравнивались к законам, но их не нужно было утверждать в парламенте. Сегодня внести изменения в указ президента практически невозможно. Его можно отменить и заменить соответствующим законом.
Существует несколько серьезных недостатков системы упрощенного налогообложения. Первое — эта система используется не только мелкими предпринимателями, но и крупными компаниями, которые используют единый налог для минимизирования своих налоговых выплат. Такой механизм широко используется и в торговле, и в сфере предоставления услуг, и в других сферах. Второй момент — это искривление конкуренции на рынке. Могут параллельно работать две компании — одна работает в рамках закона на общей системе налогообложения. Вторая фирма, скрывая реальный размер своих доходов, работает по упрощенной системе, уплачивая в бюджет фактически копейки. Понятно, что в более выгодном положении оказывается вторая компания. 200 грн. налога, которые уплачивались в 1998 году, и 200 грн., которые уплачиваются сегодня, это фактически две разные суммы. Третий момент — привязка уплаты фиксированного либо единого налога к размеру выручки, которую получает предприниматель. Это демотивирует мелкий бизнес на данный момент развиваться. Если предприниматель работает на прибыль, то логично, что в один год его оборот составлял 100 тыс. грн., через пару лет — 200 тыс. грн. и т.д. У нас существует ограничение на оборот в рамках упрощенной системы. Если предприниматель превышает сумму оборота в 500 тыс. грн. как физлицо и 1 млн. грн. как юридическое лицо, он не может находиться на едином налоге. Такая система приводит к тому, что предприниматели не показывают своих реальных оборотов.
Против существования упрощенной схемы активно выступают представители легкой промышленности, в первую очередь те компании, которые производят в Украине одежду для западных стран по давальческой схеме. Такие компании получают много заказов из Италии, Франции, Германии и т.д., поэтому автоматически не попадают в систему единого налога. С другой стороны, на отечественном рынке много небольших компаний, которые работают по упрощенной схеме, понятно, что они в более выгодных условиях.