В частности, КСУ пришел к выводу признать отвечающим требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины законопроект (реестр. № 3251 от 3 октября 2008 г.) о внесении изменений в Конституцию (о гарантии неприкосновенности для отдельных должностных лиц, которым предлагается:
— в ст. 80 Основного закона исключить первую часть, которая гласит, что «народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность».
— в ст. 105 Конституции в части третьей слова «если только Президент Украины не был устранен с поста в порядке импичмента» исключить.
В то же время КСУ признал не отвечающим требованиям части первой ст. 157 Конституции указанный законопроект, которым предлагается:
— в статье 80 в части второй слова «за исключением ответственности за оскробление или клевету» исключить;
— в ст. 105 ч. 1 и 2 исключить (Президент Украины пользуется правом неприкосновенности на время выполнения полномочий. За посягательства на честь и достоинство Президента Украины виновные привлекаются к ответственности на основании закона). Дополнить новой частью такого содержания: «Президент Украины не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда в его отношении».
— в ст. 108 (Президент Украины выполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного Президента Украины) после пункта два добавить пункт такого содержания: «3) вступление в силу обвинительного приговора суда в его отношении».
В мотивировочной части решения сказано о том, что неконституционно лишать ответственности депутатов за обиду и клевету, поскольку это не соответствует нормам Конституции.
В мотивировочной части указано, что отмена неприкосновенности главы государства является неконституционной, поскольку по Конституции Президент является главой государства и выступает от его имени. Потому предоставленные Президенту статьей 105 институт неприкосновенности и гарантии защиты его чести и достоинства имеют принципиально другое содержание, чем аналогичные институты коллегиальных органов государственной власти.
Оскорбление или клевета на Президента могут рассматриваться не только как посягательство на гражданские права лица, но и как проявление неуважения к украинскому государству и его народу в целом. Следовательно, предложенные проектом изменения могут повлиять на ограничение прав и свобод человека и гражданина.
Напомним также, что этот законопроект внесли на рассмотрение Верховной Рады тогдашние народные депутаты от Партии регионов Виктор Янукович, Александр Лавринович и другие.