Самый высокий показатель среднего дохода от одного абонента (ARPU), по итогам 2009 года, зафиксирован у компании «Киевстар». Каждый абонент этого оператора ежемесячно приносил компании 41 грн. Для сравнения, клиенты второго по величине мобильного оператора Украины, компании «МТС», тратили 36,9 грн. в месяц.
При этом, согласно финансовым отчетам телекоммуникационных компаний за прошедший 2009 год, показатель ARPU снизился практически у всех игроков рынка. Лидером по падению также является «Киевстар» — его абоненты стали тратить на связь в среднем на 7,6% меньше по сравнению с 2008 годом. В компании отмечают, что в основном снижение произошло среди самых незащищенных от кризиса слоев населения, в частности в молодежном сегменте.
Единственным оператором, который показал рост показателя ARPU, стал «Астелит» (life:)). И хотя средний доход оператора от одного абонента — самый маленький среди телекоммуникационных компаний (19,5 грн.), life:) в 2009 году увеличил его на 2,7%.
В целом падение рынка в гривневом эквиваленте составило 5%, в то же время в долларах падение было гораздо более существенным — с $7,2 млрд. до $4,6 млрд.
Лидер рынка — «Киевстар» — по итогам года показал снижение дохода в гривне на 8,8% — с 12,7 млрд. до 11,6 млрд. грн. И хотя доходы оператора на протяжении года демонстрировали ежеквартальный рост, оператор не смог выйти на докризисный уровень. Среди факторов, которые негативно отразились на финансовых результатах работы компании, следует отметить падение абонентской базы, преимущественно в I квартале 2009 года. У «Киевстара» оно было наиболее существенным среди всех мобильных операторов и составило 6,4%.
Упали доходы и у «МТС-Украина»: на 4,9% — до 8,17 млрд. грн. «Снижение объема доходов компании в полном объеме произошло за счет падения в корпоративном сегменте, в котором наша доля рынка составляет от 25% до 30%. В то же время наши доходы в сегменте частных абонентов даже выросли», — утверждает гендиректор компании Андрей Дубовсков.
По итогам года рост доходов показал только третий оператор на рынке — «Астелит» (ТМ life:)). Доход компании в 2009 году вырос на 19,5% и составил 2,74 млрд. грн. Конкуренты «Астелита» объясняют это тем фактом, что его позиции в корпоративном сегменте весьма слабы, что сыграло ему на руку. Дело в том, что наиболее существенное сокращение доходов операторов произошло именно в корпоративном сегменте.
Что касается распределения долей рынка компаний по доходам, существенных изменений в расстановке сил за прошедший год не произошло. На первом месте по-прежнему «Киевстар», чья доля составляет 49,5%. За год этот показатель компании снизился на 2,1% (с 51,6%). Единственным оператором, который смог нарастить свою долю, также стал «Астелит» — с 9,3% до 11,7%. Доля «МТС» не изменилась и составила 34,9%. Показатель «Украинских радиосистем» (ТМ Beeline) незначительно ухудшился — с 4,2% до 3,8%.