Между тем, эксперты скептически относятся к нововведениям, так как считают, что новый закон хоть и вводит ответственность за нарушение соответствующих запретов, однако не содержит механизма контроля за выполнением требований.
Законодательные изменения
11 февраля 2010 года вступил в силу Закон №1824-VI, предусматривающий введение ограничений относительно мест потребления и продажи пива и слабоалкогольных напитков.
Так, если раньше можно было беспрепятственно распивать пиво и слабоалкогольные напитки в любом месте, то теперь за данные действия предусмотрены штрафные санкции, также как и за продажу слабоалкогольных напитков несовершеннолетним. Это обусловлено тем, что данным напиткам был предоставлен правовой статус алкогольных напитков, то есть пиво (кроме безалкогольного пива – содержание спирта не более 0,5%) и «слабоалкоголка» (содержание спирта 1,2%-8,5%) стали алкоголем. Таким образом, теперь пиво и слабоалкогольные напитки запрещено употреблять в тех же местах, что и алкогольные напитки, а также в ряде новых мест.
Согласно принятому закону, к «запрещенным» местам потребления пива, алкогольных и слабоалкогольных напитков (кроме соответствующих предприятий торговли и общепита) относятся следующие:
- учреждения здравоохранения, учреждения культуры и учебные и образовательно-воспитательные учреждения;
- общественный транспорт (включая транспорт международного сообщения);
- остановки транспорта, подземные переходы;
- закрытые спортивные сооружения (кроме пива в пластиковой таре);
- лифты и таксофоны;
- детские площадки;
- спортивные площадки;
- помещения органов госвласти и органов местного самоуправления, других госучреждений.
Так, к списку «запрещенных мест», в отношении которых (до принятия закона) действовал запрет только на потребление алкогольных напитков, а теперь уже пива и «слабоалкоголки», законом добавлены места: остановки транспорта, подземные переходы, закрытые спортивные сооружения. В то же время из списка «запрещенных» мест были исключены стадионы.
Что касается «запрещенных» мест продажи пива (кроме безалкогольного), алкогольных и слабоалкогольных напитков, если ранее запрещалась продажа в местах проведения спортивных мероприятий, то закон убирает данную норму, заменяя на определение «в закрытых спортивных сооружениях (кроме пива в пластиковой таре)». Кроме того, закон впервые вводит запрет на продажу пива и «слабоалкоголки» лицам, не достигшим 18 лет, и лицами, не достигшими 18 лет.
Так, продажа запрещена:
- в помещениях и на территории учебных заведений, учреждений здравоохранения;
- в помещениях специализированных торговых организаций, осуществляющих торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах универсальных торговых организаций;
- в закрытых спортивных сооружениях (кроме пива в пластиковой таре);
- в торговых автоматах; на полках самообслуживания (кроме табачных изделий в блоках и алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива);
- поштучно (для табачных изделий, кроме сигар); в потребительских упаковках, содержащих менее 20 сигарет (вступает в силу с 1 января 2011 г.); с рук и в неопределенных для этого местах торговли.
Продавец пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков или табачных изделий обязан получить от покупателя, который покупает названные товары, паспорт или другие документы, подтверждающие возраст покупателя, если у продавца возникли сомнения относительно достижения покупателем 18-летнего возраста. В случае отказа покупателя предоставить такой документ, продажа данных товаров такому лицу запрещается.
Кроме того, местные органы власти могут временно вводить более жесткие ограничения продажи и потребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива (кроме пива в пластиковой таре) и потребления табачных изделий в местах массовых мероприятий.
Штрафные санкции
Как рассказала юрист АО “ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Анжела Махинова, принятый закон вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП) и Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» №481 от 19 декабря 1995 г.
Штраф за потребление
Ответственность, например, за потребление алкогольных напитков в «запрещенных местах», по словам юристов, ранее предусмотренная статьями 156, 178 и 179 КоАП, осталась прежней, однако теперь она распространяется и на лиц, потребляющих пиво и слабоалкогольные напитки.
Так, в частности, потребление алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 17-85 грн. Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения санкций, – влекут наложение штрафа в размере 51-119 грн. Действия, совершенные лицом, которое дважды в течение года было оштрафовано, влекут за собой наложение штрафа в размере 102-136 грн или исправительные работы на срок от 1 до 2 месяцев с отчислением 20% заработка, а в исключительных случаях – административный арест на срок до 15 суток.
В МВД уточнили, что решение о размере штрафа (например, 17 грн или 85 грн), который будет применятся к нарушителю, начальник районного отделения милиции принимает в каждом отдельном случае индивидуально.
Действия правоохранительных органов по отношению к нарушителю названных норм, по словам представителей столичной патрульно-постовой службы, должны быть следующие: заметив лицо, потребляющее в запрещенных местах алкогольные напитки, пиво или слабоалкогольные напитки, представитель правоохранительных органов должен доставить его в отделение милиции и, в случае адекватной реакции нарушителя, ограничиться предупреждением с оформлением протокола об админнарушении. В противном случае нарушителя доставляют в отделение и выписывают штраф в соответствии с наличием или отсутствием данных о ранее совершенных аналогичных правонарушениях.
Штраф за продажу
По словам юриста АО “ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Александра Терещенко, если ответственность за нарушение запрета на продажу алкогольных напитков в запрещенных местах ранее составляла 1700 грн., а в случае повторного нарушения на протяжении года – 3400 грн., то принятый закон повысил сумму штрафа за продажу алкогольных напитков, а теперь пива и слабоалкогольных напитков, до 6800 грн.
Кроме того, штрафом в размере 6800 грн. будет караться продажа алкогольных напитков и табачных изделий с рук и лицам (лицами), не достигшим 18 лет. Вместе с тем, уточняют юристы “ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», физические лица, допускающие подобные нарушения, могут быть привлечены и к административной ответственности согласно КоАП.
Европейские уловки в Украине не действуют?
Распространенная в западных странах, в частности в США, практика помещения или заворачивания бутылок алкогольных напитков в пакеты и распития их в запрещенных местах – так как пакет в данном случае является частной собственностью владельца и не может быть досмотрен без согласия последнего – не может быть перенятой в Украине в силу особенностей национального законодательства.
По словам юриста АО “ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Дмитрия Кулика, новая редакция ст.178 КоАП устанавливает лишь состав административного правонарушения и меру ответственности за него, не затрагивая вопросов, связанных со способами или методами его совершения, то есть будет ли иметь место состав административного правонарушения исключительно в случаях, когда непосредственно видно, что распиваются алкогольные напитки, или же также в случаях, когда данные напитки распиваются в пакетах. Кроме того, ни ст.178 КоАП, ни другие положения Закона N481 не предусматривают дополнительных прав и обязанностей органов правопорядка за названное нарушение. В связи с этим, утверждают юристы, в данном случае необходимо руководствоваться положениями КоАП.
Так, согласно КоАП, с целью прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры влияния, а также составления протокола об административном правонарушении, в случае невозможности составления его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным, органы правопорядка могут осуществить административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов.
Досмотр вещей при этом проводится, говорят юристы, как правило, в присутствии лица, в собственности (владении) которого они находятся. В безотлагательных случаях указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца).
Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные во время задержания, личного досмотра или досмотра вещей, подлежат изъятию уполномоченными лицами. В каждом случае в протоколе об административном нарушении осуществляется соответствующая запись о проведении досмотра и/или изъятии.
В то же время, указывают юристы АО “ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», санкции за правонарушения, предусмотренные ч.3 ст. 178 КоАП (распитие, продажа алкогольных напитков в запрещенных местах и появление в общественных местах в пьяном виде), к лицу, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию, могут быть применены только в судебном порядке.
Таким образом, милиция имеет право осмотра вещей (например, пакетов, из которых распиваются алкогольные напитки), их изъятия – в случае совершения лицом административного правонарушения, особенно если обстоятельства дела однозначно свидетельствуют о том, что лицо распивает именно алкогольные напитки, например, если лицо уже находится в состоянии алкогольного опьянения. А если в результате такого осмотра будет определено, что лицо действительно распивает алкогольные напитки в не установленных местах, то это будет основанием для применения соответствующих штрафных санкций.
Трудности контроля
Президент Украинской торгово-промышленной конфедерации (УТПК) Владимир Демчак скептически относится к утвержденным в законе нормам, так как они, по его убеждению, трудновыполнимы на практике.
«Пока эти нормы больше снимают некое общественное раздражение, они не являются нормами, которые имеют быстрые и прямые результаты. Если норма в законе есть и даже если есть ответственность, то еще нужен механизм контроля, который бы точно обеспечил выполнение и применение санкций. В этой части у нас есть очень много проблем», – говорит В.Демчак. При этом добавляет: «Этот закон как первый шаг – он позитивен, но автоматом выполнение норм этого закона не произойдет».
Пивовары, в свою очередь, одобряют введение запрета на продажу несовершеннолетним и распитие пива в общественных местах: «Общество в последнее время потеряло культуру общую, и то, что пили на улицах, остановках и в транспорте – никому это не нравилось», – отмечает генеральный директор ЗАО «Укрпиво» Галина Коренькова.
Представители пивоваренной отрасли не исключают, что объемы продаж пенного напитка в связи с вступлением в силу законодательных ограничений могут снизиться. «То, что касается мест продажи пива, будем стараться какими-то другими мероприятиями наверстать объемы, которые будут уменьшаться. Будем искать новые побудительные мотивы, чтобы покупали пиво в законодательно определенных местах», – добавляет Коренькова.
Между тем, официальная статистика Министерства внутренних дел Украины за февраль-март свидетельствует о достаточно активных действиях милиции по пресечению указанных правонарушений. Так, с 11 февраля по 23 марта лишь столичной милицией было зафиксировано 10982 случая распития алкогольных напитков в неположенных местах, 2646 случаев курения в неположенных местах, 65 случаев нарушения правил продажи алкогольных напитков. На распитии алкогольных напитков на рабочем месте попались 2 человека.