В пятницу глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила печальные февральские данные - с исключением сезонного и календарного факторов ВВП России сократился в прошлом месяце к январю на 0,9 процента, а промпроизводство потеряло в месячном исчислении 0,6 процента.
Однако в понедельник ее заместитель Андрей Клепач поспешил успокоить общественность, добавив, что в годовом исчислении ВВП России вырос в феврале на 3,9 процента, а в январе-феврале - на 4,5 процента, а высокие цены на нефть позволяют улучшить прогноз по росту ВВП в 2010 году до 4,0-4,5 процентов с нынешних 3,1 процента.
Во вторник МЭР опубликовал мониторинг, в котором основным виновником приостановки восстановления экономики названы холода - явление достаточно стандартное для России в зимние месяцы, которые, впрочем, и правда признаны метеорологами очень суровыми. По оценке Гидрометцентра, столь «студеного» февраля в стране не было с 1985 года, а зимы с - 1987 года.
Однако с другой стороны, именно низкие температуры обеспечили в прошлом месяце впечатляющий прирост выработки электроэнергии и тепла, внеся существенный вклад в рост февральского индекса промпроизводства в годовом выражении на 1,9 процента.
«Сокращение экономической активности в первые месяцы 2010 года связано, во-первых, с более холодной, чем в предыдущие годы, зимой», - говорится в мониторинге Минэкономразвития.
«Оценивать ситуацию по данным за один месяц нельзя. Конечно, то, что динамика замедлилась, это всегда сигнал для анализа, но нужно подождать итогов квартала, чтобы понять, насколько это свидетельство снижения спроса в экономике или просто факт одного месяца», - сказал Дворкович журналистам в Ханты-Мансийске.
Накануне Клепач признал, что его ведомство «ничего хорошего» в первом квартале не ожидало и что данные февраля - «не самые плохие», хотя и не радуют.
«Это (холод) в первую очередь сказалось на резком снижении объемов производства в строительстве и ухудшении динамики инвестиций», - пишет Минэкономразвития.