«Опубликованные данные по четырем отраслям дают основания для предварительной оценки экономической активности в феврале 2010 года. Вместе с тем, еще не известна статистика по той части ВВП, которая создается в управлении, неизвестна статья по чистым налогам и субсидии на продукты. Но, тем не менее, мы можем уже делать первые оценки ситуации.
Эти два стартовые зимние месяца во многом определяют возможность прогнозировать по году, и если этой возможностью воспользоваться, то можно сделать вывод о том, что, похоже, этот год мы сможем закончить с плюсом, но я не думаю, что он будет очень большой, судя по тому, каков был старт.
Так, экономическая активность в январе-феврале выше, чем по двум этим месяцам в прошлом году. ВВП, по моим оценкам, вырастет за этот период на уровне 1-1,5%. Это намного меньше, чем ожидалось, и это намного меньше, чем могло бы быть, если учесть супер-низкую базу сравнения прошлого года (когда за эти два месяца было падение, измеряемое двузначной цифрой). К тому же, в феврале экономическая активность еще и ниже, чем в январе этого года, потому что отрасли с позитивной динамикой (транспорт, сельское хозяйство) ослабили свою динамику на 0,5% и 0,2% соответственно.
Еще по динамике транспорта можно уже было предположить ухудшение динамики по промышленности в феврале. Промышленность, хотя и сохранила позитивную динамику роста, но тоже значительно просела — на целых 3%: если рост января 2010 к январю 2009 был на 11,8%, то рост февраля к февралю уменьшился до 8,8%.
По моему мнению, прежде всего, ее „потянула“ вниз металлургия: думаю, что в феврале упал внешний спрос на нее, ну и внутренний рынок также этому „поспособствовал“. Кроме того, я предполагаю, что показатели промышленности могли просесть из-за ухудшения деловых ожиданий бизнеса по результатам выборов, а также отсутствие бюджета, ускоренная инфляция…
Отрасли с отрицательной динамикой, статистика по которым известна (торговля и строительство) – они эту отрицательную динамику хотя и улучшили, но не намного. Торговля в минусе, и этот минус только на 0,1% отличается от минуса января, также есть ослабление и по строительству — за февраль падение на 3% чем в январе, но такое падение – это действительно много.
Так что отрасли с отрицательной динамикой в основном и остались в отрицательной зоне, но с учетом ослабления думаю, что экономическая активность такова, что ВВП вырос не намного больше, чем на 1%, хотя это и все-таки рост, что хорошо.
Однако нужно помнить что „поддержка“ низкой базы сравнения прошлого года будет на протяжении года ослабляться. И если в первом квартале ВВП упал на 20%, то по году – на 15%, то есть эффект базы будет меньше на 5%. Поэтому если не будет наращиваться динамика за счет фундаментальных факторов, я не исключаю, что мы можем год даже и без плюса закончить.
Старт не высокий, хотя и позитивный, но значительно ниже, чем ожидалось. К тому же, возможен рецидив стагфляции, поэтому нужно срочно что-то делать. Необходимо сейчас задуматься над дальнейшими действиями. Нужно обрисовать макроэкономические показатели, провести тщательный макроаудит стартовых месяцев, чтобы не закладывать в бюджет непомерные заоблачные ориентиры, а сделать их приземленными.
На том фоне, что мы делаем по процентной политике, по попыткам развития стимулирующего кредитования, в том числе и по длинным деньгами, эти меры должны быть поддержаны и мерами по оздоровлению реального сектора, и со стороны правительства они должны быть заложены как в бюджет, так и в антикризисные программы.
Кризис еще не ушел, рецессия еще не преодолена. Но, с оглядкой на то, что март пиковый месяц, я ожидаю улучшения ситуации, и думаю, что первый квартал мы закончим с ростом ВВП в районе близком к 2%», — отметил В.Литвицкий.