Такие изменения содержит проект постановления Кабмина «Об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте», который сейчас проходит согласование. «Если процедура согласований будет обычной, то через месяца три-четыре постановление может вступить в силу», — прогнозирует президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма.
Правда, будет ли этот документ принят в том виде, в котором его предложили «транспортники», пока неизвестно. Дело в том, что страховщики, согласившись, что размер выплат нужно повышать, при этом выступают категорически против предложенного министерством снижения страховых платежей: с 1,5 до 1% стоимости билета в межобластном сообщении, с 3 до 2% — в пригородном, а для водителей — с 1 до 0,2% от страховой суммы. «При повышении лимитов ответственности убыточность компаний и так возрастет, а если к этому еще добавить снижение тарифов, то страховщикам будет нечем формировать резервы и могут быть проблемы с крупными страховыми выплатами», — утверждает Гудыма.
Выплачивают мало
В Минтрансе своя логика. Их анализ страховых услуг, предоставляемых пассажирам, за 2004-2008 годы показал, что объемы страховых платежей, которые взимаются с пассажиров и водителей, существенно превышают суммарные страховые выплаты по этим рискам. Так, по данным министерства, сумма выплат страховщиков за 2008 год по этому виду страхования составляет меньше 1% от собранных премий с пассажиров и меньше 7% — с водителей. «Даже при условии того, что страховщик должен отчислять перевозчикам 50% от разницы между премиями и выплатами на превентивные меры, направленные на снижение аварийности и травматизма на транспорте, у него все равно остается 63% премий», — утверждает первый замминистра транспорта Василий Шевченко.
Его мнение разделяет и директор страхового брокера «Дедал» Ибрагим Габидулин. «Конечно, тарифы нужно снижать. У этого вида просто крайне низкая убыточность, поэтому пассажиры фактически оплачивают не только процветание страховщиков, но и ремонт хозяйства «Укрзализныци», — возмущается он. По данным брокера, за 6 месяцев 2009 года страховщики собрали 71,6 млн. грн. премий по этому виду страхования, а выплатили всего 1,9 млн. грн. по 208 страховым событиям.
Страховщики, напротив, считают, что этот вид страхования очень рискован тем, что даже один страховой случай на железной дороге или морском лайнере может стоить компании всех собранных премий. «Мы ушли из этого вида страхования еще в 2007 году, потому что он очень рискован. При том размере комиссионных, которые страховщик отчисляет перевозчику на превентивные меры, а это в реальности не меньше 65%, у него на формирование резервов денег фактически не остается. И любая крупная авария может разорить компанию», — объясняет генеральный директор компании «Нафтагазстрах» Александр Капшук.
Схему надо менять
Остальные страховщики его поддерживают. Практически все они в один голос утверждают, что схема отчисления компанией «на ремонт» перевозчику настолько непрозрачна и непонятна, что в итоге проигрывают пассажиры, страховщики и государство. По словам президента Украинской федерации страхования Александра Завады, от такой схемы «транспортного» страхования давно пора уйти. «Обязательным должно быть не страхование пассажиров, а страхование ответственности перевозчиков. Тогда перевозчики будут устраивать открытые тендеры, тарифы будут рассчитываться правильно, а не «с потолка», и с этого вида страхования уйдут все непрозрачные схемы», — говорит он. С ним согласились все опрошенные «ДЕЛОМ» страховщики, брокеры и даже чиновники Минтранса. И такие изменения уже предусмотрены в новом проекте закона «О страховании». Правда, прогнозировать время их появления, в отличие от изменения суммы выплат пассажирам, не берется никто.