Любой инвестор будет вкладывать средства в какой-либо проект при условии, что его инвестиции будут приносить доход. Мы хотим иметь гарантии того, что наши деньги не пропадут. Для любого инвестора важными факторами для принятия решения являются прозрачность, стабильность, предсказуемость среды, понятное и работающее законодательство, а также отсутствие излишней бюрократии.
Несмотря на общеизвестный факт необходимости инвестиций в энергетику, сейчас отсутствуют стимулы для их привлечения. При установлении розничных тарифов конечным потребителям не соблюден принцип полного возмещения затрат. Результатом таких ценовых перекосов является перекрестное субсидирование между целыми группами потребителей и между потребителями различных регионов. Единые тарифы и значительный уровень перекрестного субсидирования запутывают ситуацию, делают ее непрозрачной и непредсказуемой. Тарифы для облэнерго не покрывают всех необходимых для хозяйственной деятельности затрат, не говоря уже о компонентах, стимулирующих дополнительные вложения.
Выходом из такой ситуации может быть внедрение новой тарифной методологии, которая бы опиралась на лучшие мировые практики, обеспечивала эффективное использование средств и поощряла улучшение качества обслуживания потребителей. Стоит отметить, что НКРЭ для разработки такой методологии уже создала рабочую группу с участием различных облэнерго. Эта работа поддерживается Всемирным банком и ожидается, что она будет завершена в 2010 году.
Украинское законодательство регулирует основные юридические аспекты в секторе на приемлемом уровне, но некоторые нормы требуют пересмотра и улучшения. Например, принятие закона о Национальной комиссии регулирования энергетики Украины, который бы четко указывал полномочия регулятора и ограничения в регулировании другими государственными органами энергетического сектора. Зачастую у регулятора слишком размытые полномочия, приводящие к их дублированию и непонятным правилам игры. Проблемы начинаются, когда регулятор используется как инструмент воздействия и влияния на предприятие.
Есть еще одна проблема. В 2001 году, когда корпорация AES приобрела компании в Украине, законным и правильным считалось отнесение сверхнормативных потерь электроэнергии на затраты, необходимые для хозяйственной деятельности. Законодательство, регулирующее этот вопрос, с того времени не изменилось. Однако налоговые органы стали трактовать законы по-новому: сверхнормативные потери нельзя отнести к затратам, необходимым для ведения хозяйственной деятельности. Для бизнеса это означает не только дополнительные суммы налогов, но и солидные штрафы за прежние времена, когда все, включая налоговиков, трактовали закон «по-старому». К слову, это ярчайший пример нарушения принципов предсказуемости, прозрачности и стабильности. Хочется верить, что это просто ошибки, связанные со специфичностью вопроса, а не действия, направленные на инициацию повальных банкротств облэнерго с целью их приобретения заинтересованными людьми.
Альфия Джумаева
глава набсоветов «AES-Киевоблэнерго» и «AES-Ривнеэнерго»