Как сообщили на украинских предприятиях, участвующих в реализации проекта, это первые деньги, которые были получены от Бразилии с 2003 года, когда был подписан двусторонний договор между двумя странами.
Получение денег от Бразилии подтвердил один из участников проекта — мариупольский «Азовмаш». «Мы получили первый транш по контракту и уже начали производство», — сообщил Валерий Бобрышев, начальник отдела реализации заказов предприятия. По его словам, заказчик предоставил график выплаты стоимости всего заказа и в течение двух лет он будет выполнен. Бобрышев уточнил, что для проекта «Циклон-4» компания построит топливозаправочный агрегат к ракетному пусковому комплексу.
Об оживлении проекта «Циклон» свидетельствует и мероприятие, прошедшее на днях в Днепропетровске. Вчера в конструкторском бюро «Южное» прошло совещание представителей украинских подрядчиков проекта: днепропетровского «Южмаша», харьковского «Хартрона» и «Азовмаша».
В КБ «Южное» подтвердили эту информацию. «Да, такое собрание проходило», — пояснил Юрий Мошненко, начальник центра информационных связей бюро. Тем не менее других подробностей встречи в бюро не сообщают.
Однако в Национальном космическом агентстве Украины уточнили: общая стоимость создания наземного комплекса составит $487 млн. Финансирование планировалось осуществлять на равных условиях. «Для этого используются различные источники, в том числе бюджетные средства, инвестиционные и кредитные ресурсы, оборотные средства предприятий», — пояснил Эдуард Кузнецов, заместитель Генерального директора Национального космического агентства. Первый запуск ракетоносителя запланирован на средину 2012 года.
На сегодняшний день в реализации проекта принимают участие 16 предприятий Украины на основе договорных отношений с НКАУ и бинациональной компанией «Алкантара Циклон Спейс». Украина, по сути, должна была обеспечить проект космическими технологиями и своей высокотехнологичной продукцией. Бразилия со своей стороны обязалась открыть доступ к космодрому «Алкантара», находящемуся практически на экваторе.
Кроме дохода от выполнения заказов, Украина должна будет заработать и на самом проекте в качестве одного из его собственников. Напомним, что проект «Циклон-4» курирует компания «Алкантара Циклон Спейс». Это совместное украинско-бразильское предприятие, созданное на паритетных условиях. Всего доход Украины, по первоначальным данным, должен был составить $1 млрд. за 10 лет эксплуатации ракетного комплекса.
По условиям документа, в «Алкантаре» должны запускать по 6-10 коммерческих ракет ежегодно. Однако проект застопорился, и до сих пор не было запущено ни одного «Циклона» с бразильского космодрома. Так, сама компания «Алкантара Циклон Спейс» была создана только спустя три года после подписания двустороннего договора — в 2006-м.
Проект тормозился из-за внутренних проблем Бразилии. Как раз в 2003 году, накануне подписания договора, произошла катастрофа бразильской разработки ракеты-носителя. В этой катастрофе погиб весь цвет бразильских ученых, занимавшихся космическими разработками. После этого в стране разгорелась дискуссия о целесообразности космической программы. В итоге договор был ратифицирован бразильской стороной только в 2005 году. Однако после этого проблемы у проекта не прекратились. Дальше возник вопрос выделения земли под пусковую площадку, который решался год — до 2006-го.
После разрешения проблем с бразильской стороны начались проблемы с украинской. А именно недостаточное финансирование проекта. Из бюджета 2009 года на все космические программы Украины было выделено всего 25 млн. грн., вместо необходимых 250 млн. грн. В итоге проект в очередной раз застрял.
Разблокировать его получилось лишь в конце 2009 года. В декабре, во время визита президента Бразилии Луиса Инасио Лула да Силвы в Украину, сторонам удалось договориться о кредите для покрытия украинской доли проекта. И только после этого у «Алкантары Циклон Спейс» появилось достаточное количество средств для заказа нужного оборудования.