С 10 марта украинские банки могут брать «ночные» кредиты у НБУ под обеспечение намного дешевле, чем раньше. Регулятор снизил ставки по кредитам овернайт под залог ОВГЗ на 3 процентных пункта (п.п.) — до 12,5% годовых, а по необеспеченным овернайтам на 3,5 п.п. — до 13,5% годовых.
Ставки — не главное
Само по себе удешевление овернайтов ни каким образом не может привести к снижению стоимости ресурсов для украинских банков и, соответственно, не повлияет на удешевление кредитов для заемщиков. В отечественной практике овернайты от НБУ не являются весомым каналом наполнения ликвидностью системы, а в последнее время этот вид кредитования совсем не был востребован коммерческими банками. «Ни в феврале, ни в марте банки ни разу не обращались в НБУ за кредитами овернайт. Основная причина — стоимость коротких кредитов на межбанковском кредитном рынке намного меньше, чем у НБУ, и сейчас составляет 1-3% годовых», — говорит экономист Astrum Investment Management Алексей Блинов.
В то же время, все эксперты солидарны во мнении, что такое весомое снижение ставок является сигналом Нацбанка о том, что он готов начать проводить более мягкую монетарную политику. «Это жест Нацбанка показывающий, дальнейшее направление денежно-кредитной политики в Украине», — объясняет экономист инвесткомпании «Драгон Капитал» Елена Белан.
Финансисты считают, что снижение ставок овернайт является логичным шагом Нацбанка. «Сначала постановление НБУ №47 (предусматривает целевое рефинансирование украинских банков, с помощью которого они будут выдавать длинные льготные кредиты ключевым для страны предприятиям. — «ДЕЛО»), теперь снижение овернайтов — это ряд мер регулятора, с помощью которых он пытается возобновить кредитование экономики или по крайней мере показать, что пробует это сделать», — говорит советник министра экономики Украины Сергей Яременко. Похожего мнения придерживается и Алексей Блинов: «Действуя по шаблонам западных центробанков, НБУ таким образом играет в ФРС. Базовая инфляция снижается, и он уменьшает ставки овернайт, давая понять Международному валютному фонду, что у него есть продуманная монетарная политика».
Большинство банкиров уверены, что следующим логичным действием НБУ было бы снижение учетной ставки, которая сейчас составляет 10,25% (в последний раз была понижена на 0,75 п.п. в начале августа 2009 года). Правда, и эта ставка не оказывает прямого влияния на стоимость ресурсов для коммерческих банков и является не более чем ориентиром. «Система рефинансирования в Украине построена таким образом, что конечная стоимость денег для банков почти не зависит от размера учетной ставки, и она вообще очень мало на что влияет», — объясняет член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.
В ожидании кредитов
Для украинской экономики намного более важными являются объемы кредитования и сроки, на которые НБУ готов выдавать им средства. «Сейчас все внимание приковано к 47-му постановлению. Если по этому постановлению НБУ вольет десятки миллиардов гривен в экономику, то это, конечно, окажет влияние как на состояние конкретных предприятий, так и на макроэкономические показатели. Хотя нельзя исключать, что оно принято для вида и не будет реально работать», — считает Алексей Блинов. По словам банкиров, пока что никакой пользы нашумевшее постановление не принесло. «По моим сведениям, ни один банк так и не подал заявку на получение такого кредита и, скорее всего, и не подаст — условия очень невыгодные», — говорит заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Вместе с тем, часть оптимистически настроенных экспертов считают, что резкое снижение ставок по овернайтам являются индикативным жестом, мол, регулятор готов проводить более мягкую монетарную политику и содействовать возобновлению банковского кредитования. «Последние 3-4 месяца НБУ проводил очень жесткую ограничительную политику, что привело к стабилизации валютного курса и сдерживанию инфляционных тенденций, но в то же время вызвало очень значительный денежный голод в экономике. Шаг по снижению овернайтов свидетельствует, что регулятор демонстрирует готовность способствовать кредитованию экономики», — объясняет замдиректора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило.