Банкиры говорят, что регулятор полностью лишил их возможности хеджировать валютные риски. Это, по мнению экспертов, делает Украину еще менее привлекательной для инвестиций.

В пятницу исполнительный директор НБУ по вопросам валютного регулирования и контроля Анатолий Балюк направил банкам письмо, в котором уведомил о запрете покупать иностранную валюту для выплаты депозитов. Эта норма закреплена в постановлении НБУ #762, зарегистрированном в Минюсте 1 марта.

Запрет распространяется на все операции банков по возврату валютных вкладов, которые будут привлечены или пролонгированы после вступления постановления в силу. «В нем предусмотрена возможность покупки валюты для выполнения собственных обязательств по депозитным операциям исключительно в части возврата процентов по вкладам,– отмечается в письме господина Балюка.– Покупка банком валюты с целью выплаты клиенту суммы вклада должна осуществляться уполномоченным банком за счет собственных средств в валюте». Документом также исключается понятие прямых инвестиций, а портфельными предписывается считать только инвестиции по покупке 10% и более капитала в украинской компании, отмечает КоммерсантЪ-Украина. 

В Нацбанке говорят, что пытаются лишить банки спекулятивного дохода во время курсовых качелей. «Они должны не играть на валюте, а инвестировать ее в реальный сектор экономики,– заявил Анатолий Балюк.– Если банки зарабатывают на валюте, то от этого не должны страдать их клиенты. Если курсовые риски для банков большие, пусть работают в гривне». 

Банкиры соглашаются, что средства клиентов участвовали в межбанковских операциях. «На деньгах не написано, что это депозит Петрова. Попадая на баланс, они становятся общими деньгами банка,– говорит казначей одного из крупных банков с иностранным капиталом.– Но я не могу продать все депозиты, потому что есть норматив валютной позиции. В прошлом году НБУ заставил банки продать резервы, теперь мы все сидим в очень короткой позиции». После продажи резервов и списания убытков от валютных операций короткая позиция банков увеличивается – и растут валютные риски их акционеров.

При этом банки никогда не отслеживали, сколько депозитов необходимо выплатить на конкретную дату, и рассчитывались с клиентами из своей позиции. «Сначала покупаем на позицию, а потом ищем, какую бумажку показать НБУ,– рассказал топ-менеджер одного из крупных банков.– Если начнутся качели, переоценка при девальвации будет устрашающей, а убытки ошеломляющими». По мнению банкиров, единственная возможность хеджировать риски – покупка валюты под выплату процентов по вкладам. 

Юристы уверены, что нововведения лишат инвесторов желания вкладывать в Украину. «Это ухудшает права инвесторов, осуществляющих реальные инвестиции в украинскую экономику»,– отметил партнер адвокатской компании Arzinger Максим Черкасенко. «Профессиональные инвесторы и юридические советники при возможности могут рекомендовать не вкладывать в Украину до отмены этого документа во избежание потерь на курсовых разницах, комиссиях банка»,– добавила начальник юрдепартамента ИК BG Capital Марина Гуменюк.