Ранее случаев исключения украинских участников из сети Глобального договора не было. В этом же году таким санкциям подверглось 7 компаний. В их числе в основном международные компании, работающие в Украине: авиаперевозчик «Бритиш Эйрвейз Украина», импортер автомобилей «Ниссан Мотор Украина», производитель бытовой химии SC Johnson, фармацевтическая «ГлаксоСмитКляйн Украина», производитель упаковки «Тетра Пак Украина» и два банка — Active-Bank и NVB Bank Ukraine.
Основной причиной их исключения стало отсутствие отчета — так называемой «Коммуникации о прогрессе», которую компании, вступившие в Глобальный договор, обязуются ежегодно обнародовать. В нем они подтверждают, что ведут свой бизнес в соответствии с 10 принципами Глобального договора. А именно: соблюдают права человека и трудовые отношения, заботятся об экологии и борются с коррупцией. Единственная компания, чье исключение было техническим, — NVB Bank Ukraine. Его купил «Юникредит», так что теперь такой компании просто нет.
Для молодой украинской сети Глобального договора, созданной всего лишь в 2006 году, как раз пришло время первых отчетов. Ведь по прежним мягким правилам «новичков» исключали лишь в том случае, если они на третий год после вступления в Глобальный договор так и не предоставляли отчета. Правда, с 1 июля прошлого года требования ужесточили. Теперь компании-новички должны отчитываться уже через год. Ужесточили правила с целью уменьшить количество «балласта», который появился с ростом сети Глобального договора. Ведь не только в Украине, но и в мире истинная цель некоторых компаний при вступлении в Глобальный договор — лишь в использовании престижного бренда в пиар-целях.
Если проанализировать список исключенных компаний, то первое, что бросается в глаза, — все они международные. При этом за рубежом большинство из них известны своими социальными программами. Так,
например, GlaxoSmithKline еще в 2001 году запустила в мире программу «Оранж Кард», которая дает возможность малообеспеченным людям с хронической астмой получать необходимые медпрепараты со скидкой. За эту программу компании даже присудили премию «Корпоративная социальная ответственность в США». А British Airways совместно с детским фондом ООН «ЮНИСЕФ» на глобальном уровне воплощала в жизнь совместную программу Change for good («Мелочь ради добра»). Идея программы в том, что пассажирам, путешествующим рейсами Bri-tish Airways, предлагалось оставлять мелкие деньги после поездки в специальных конвертах на борту самолетов.
«Представительства международных компаний чувствуют себя здесь уверенно, — делает вывод советник представительства ООН Юлия Щербинина. — Они считают, что у них уже есть сложившийся имидж за пределами этой страны, а в Украине они пользуются репутацией в кредит».
В самих же компаниях свою позицию «отчета не писать — пусть исключают» объясняют очень размыто. Так, в «Ниссан Мотор Украина», например, ссылаются на то, что там долго не было ответственного за такое направление. В SC Johnson ситуация вообще парадоксальная. Там не так давно сменилось руководство. А так как решение о вступлении в Глобальный договор принималось прежним топ-менеджментом, то нынешний считает, что никакой ответственности за действия предшественников не несет. Этот пример говорит об уровне бизнес-культуры в стране. Ведь невозможно себе представить, чтобы в компании новый топ-менеджмент отказался выполнять долговые финансовые обязательства предыдущего. А о социальных обязательствах, как оказалось, вполне можно забыть.
Директор по продажам British Airways в Украине Светлана Игольникова подробно рассказала об отчете по КСО, отправленном в секретариат ГД — правда, отчете не местном, украинском, а глобальном. По ее словам, официальные отчеты по отдельно взятой стране, в том числе и по деятельности British Airways в Украине, компания не делает. И судя по всему, делать не будет. Из активностей в нашей стране Светлана Игольникова назвала финансирование программ для детей, которые живут с ВИЧ и СПИД (в рамках программы Change for good). С 1999 года на эту деятельность потрачено 6,8 млн. грн. А вот как относится руководство компании к исключению British Airways в Украине из локальной сети Глобального договора и считает ли это правильным, она комментировать не стала.
Неожиданным стало исключение из Глобального договора «Тетра Пак Украина». Компания не только сама реализует программы по КСО, но и не раз делилась своим опытом с другими членами Глобального договора. Например, рассказывала о своем «зеленом» офисе или о производстве упаковки из вторсырья. При этом назывались и цифры затрат. Так, на экопрограммы в 2008 и 2009 годах в «Тетра Пак Украина» потратили около 3 млн грн, а на благотворительность — более 700 тыс. Тем не менее «Коммуникации о прогрессе» она вовремя не написала и была исключена из Глобального договора. Почему так произошло, в пресс-службе компании объяснить не смогли, но заверили, что все исправят — к 30 марта отчет напишут и будут снова вступать в Глобальный договор.
Исключены из Глобального договора
- «Бритиш Эйрвейз Украина"
- «Ниссан Мотор Украина»
- SC Johnson
- «ГлаксоСмитКляйн Украина»
- «Тетра Пак Украина»
- Active-Bank
- NVB Bank Ukraine