Издание отмечает, что Минобороны ежегодно 23 февраля представляет «Белую книгу» — сборник сведений о деятельности вооруженных сил Украины (ВСУ) за минувший год. Решение публиковать эти материалы принял в 1996 году президент Леонид Кучма, но проект долгое время не реализовывался из соображений секретности. Первое публичное издание — «Белая книга-2005» — вышло в 2006 году.

Очередное издание «Белой книги» состоит из пяти разделов, освещающих деятельность ВСУ в прошлом году: развитие вооруженных сил, их структуру, численность и оснащение, мероприятия по подготовке войск, итоги реализации кадровой политики и аспекты международного сотрудничества. В числе положительных тенденций в книге отмечаются реструктуризация ВСУ по численности и составу, а также мероприятия, направленные на индивидуальное развитие и повышение мотивации военнослужащих.

Основные проблемы ВСУ в 2009 году, по данным издания, были связаны с несоответствием объема выделенных средств реальным потребностям армии. «Госбюджетом на 2009 год на нужды Минобороны было предусмотрено 12,8 млрд грн, тогда как фактически было выделено 8,3 млрд грн. Объем финансирования отрасли был уменьшен по сравнению с 2008 годом на 1,19 млрд грн», — говорится в «Белой книге-2009». Недостаток финансирования сказался на подготовке войск и обновлении военной техники, не позволил обеспечить должные условия прохождения службы контрактниками, а также реализовать плановые мероприятия по утилизации боеприпасов и ракетного топлива типа меланж.

Как сообщил эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец, в 2009 году бюджет Министерства обороны был «одним из наименьших за последние пять лет». «Если сохранится такая тенденция, все стратегические проекты и целевые программы Минобороны придется откладывать на неопределенный срок, — отметил Згурец. — И с каждым годом разница между декларациями на бумаге и реальным состоянием наших войск будет все больше».

Издание отмечает, что недостаток финансирования сказался даже на тираже «Белой книги», который в этом году составил всего 8,5 тыс. экземпляров, хотя в 2008 году ежегодник вышел тиражом 9,5 тыс., а в 2007 — 23 тыс. экземпляров. Примечательно, что, в отличие от предыдущих изданий, на последних страницах «Белой книги-2009» содержится рекламная информация, подробно представляющая образцы продукции государственных предприятий Минобороны: Одесского авиаремонтного предприятия, Луцкого ремонтного завода «Мотор», Харьковского бронетанкового ремонтного завода, Луганского авиационного ремонтного завода. «Инициатива размещения рекламы в „Белой книге“ связана с тем, чтобы хоть как-то покрыть расходы на печать», — со вздохом заключил Згурец.