В благополучных Швеции и Норвегии, например, вдруг начали выпадать кислотные дожди из-за того, что Польша и соседняя с ней Россия выбрасывали в атмосферу большое количество окиси азота. Именно тогда люди начали понимать, что экологические проблемы не решить на локальном уровне. Они глобальные. «Кроме того, оказалось, что вещества, которые считались безопасными для человека и окружающей среды, на самом деле не так уж безвредны, — замечает Елена Маслюковская, эксперт-эколог, старший преподаватель кафедры экологии Киево-Могилянской академии. — Например, те же пестициды, когда накапливается их критическая масса, становятся опасными. Именно в 70-е была написана книжка Рейчел Карсон, которая всколыхнула американскую общественность. Добавьте к этому нефтяной кризис 70-х. И… движение хиппи. Ведь эти активные молодые люди боролись не только за свободную любовь и не только против войны во Вьетнаме, но и за то, чтобы не вредить природе».

На волну мощных «зеленых» протестов американское и европейские государства ответили изменениями в законодательстве — в частности введением норм выбросов вредных веществ в атмосферу. А когда начало развиваться законодательство, стала расти и осведомленность людей по «зеленой» теме. В результате потребители стали отдавать предпочтение товарам и услугам тех компаний, которые наносили меньший вред окружающей среде.

Вот тогда у прогрессивных сотрудников офисных компаний, которые не производили никаких продуктов, родилась концепция, позволяющая участвовать в «зеленом» движении. Она базировалась на трех китах — экономия ресурсов, переработка отходов и уменьшение карбонового следа. Что вело к более ответственным закупкам бумаги, техники, офисной мебели.

А хороша эта идея была тем, что позволяла без особых затрат быстро получить заметные результаты экономии ресурсов и продемонстрировать имидж «зеленой» компании перед партнерами и клиентами. В некоторых странах концепция «зеленого» офиса мигрировала в правительство, став корпоративной культурой госорганизаций, замечает Елена Маслюковская. Так, британское министерство охраны окружающей среды инициировало программу, получившую название «Зеленое домоводство». В общем-то тот же «зеленый» офис. Одним из принципов «зеленого» домохозяйства стала закупка только тех товаров и услуг, которые имеют экологическую маркировку или сертифицированы по системе экологического менеджмента. Так государство решило показать пример ответственного отношения к проблемам окружающей среды.  

В США «зеленый» офис был реализован в целостной программе правительства. Там ввели маркировку Energy Star. Ею помечают те электронные изделия и офисную технику, которые являются более энергосберегающими по сравнению с аналогами. А в университетских городках «грин офис» превратился в «грин кампус».

В Украине первые «зеленые» офисы появились не так давно — года два-три назад. Катализатором для многих компаний стало присоединение к Глобальному договору ООН.

С наступлением кризиса к «зеленому» офису пришла вторая волна интереса. Ведь он дает готовое комплексное решение, как сэкономить. Не надо ничего придумывать — бери и делай. Ведь если раньше даже не задумывались, куда деваются 200 пачек бумаги в месяц, то теперь начали считать все. «А компания «Воля» увидела в «зеленом» офисе еще один плюс, оказавшийся очень позитивным в кризис, — замечает Елена Маслюковская. — Эта идея послужила для поднятия духа сотрудников, объединив вокруг общей цели».

В будущем все больше компаний будут заводить у себя «зеленые» офисы с элементарными правилами: беречь свет, воду, бумагу. Но если такие, казалось бы, мелочи делать постоянно, это приведет к кардинальным и самым сложным изменениям — иному экологическому мышлению.

А вот затем, когда малозатратные и быстроокупаемые «зеленые» проекты начнут делать все, компании-лидеры вынуждены будут искать новые идеи.  

Второй путь — отличиться на этой стезе: из уже известных элементов «зеленого» офиса создать наиболее полную, системную программу. Чем, например, известна компания Nike? Тем, что все ее тренинги персонала пронизаны «зелеными» идеями. А этот путь приведет компанию к принятию экологической политики. В мире сейчас существует именно этот тренд — экологическая политика. И это не модное веяние, а требование времени. Наличие такой «зеленой» политики становится сегодня характеристикой нормального бизнеса.

ЧТО ТАКОЕ «ЗЕЛЕНЫЙ» ОФИС

«Зеленый» офис — это концепция управления организацией.

Цель «зеленого» офиса — уменьшить негативное влияние деятельности компании на окружающую среду и способствовать рациональному использованию ресурсов.

«Зеленый» офис базируется на концепции 3r:

· reduction — уменьшать (потребление воды, энергии, других ресурсов);

· refinement — повторно использовать (уменьшение количества отходов при работе в офисах);

· replacement — переделывать (закупать товары и услуги, которые минимизируют влияние на окружающую среду, пропагандировать более эффективное использование транспорта в личных и деловых целях и пр.)