«Долгое время главным лозунгом нашей космической политики было сохранение и развитие потенциала отрасли. При этом по умолчанию подразумевалось сохранение, поскольку ресурсов для развития не было, — отмечают эксперты. — Наиболее удачный и в целом успешный проект использования технологий холодной войны для современных нужд — »Морской старт«, сыграл (вместе с российскими заказами) неоценимую роль в том, что космическая отрасль жива, а Украина имеет одну из немногих высокотехнологических областей».

Вместе с тем, по их мнению, необходимо осознавать, что унаследованный потенциал в космической сфере является частью несуществующего целого, поэтому планирование собственного развития на основе сохранения унаследованных технологий и структуры отрасли — бесперспективно.

Кроме того, план, который реализуется сейчас в космической индустрии, выработан без учета украинских стратегических интересов, уверены эксперты.

«Если обратиться к базовому принципу отношения западного сообщества к высокотехнологическим отраслям стран бывшего СССР (сформулирован в исследовании Британского института стратегических исследований в 1994 году) то он кратко сводится к термину incentivness (что означает поощрение, способствование), — подчеркивают эксперты. — Речь идет о ликвидации потенциала, который может представлять угрозу партнерам и вовлечение нас в проекты, которые представляют для них интерес».

«Этот план, как представляется, реализован, партнеры используют лучшее из наших заделов в интересах своих пользователей. Достойное количество пусков ракет-носителей украинского производства способствует главным образом развитию телекоммуникаций на американском континенте», — отметили эксперты.

Ученые также считают, что развитие космических технологий может происходить исключительно за счет собственных усилий страны — поскольку партнеров, заинтересованных помогать Украине в создании ракетно-космической техники, не существует.