Максимальные суммы в прошлом году привлекли госкомпании — Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), Киевский авиационный завод «Aвиант» и Укртелеком. На их долю приходится почти 20% суммы эмиссий: 1,04 млрд грн привлек ХГАПП, 858 млн грн — Авиант и 300 млн грн — Укртелеком. Секрет привлечения столь крупных сумм в кризис — государственное поручительство и, возможно, частичный выкуп эмиссий госбанками.
Муниципалитеты снизили активность на рынке займов: в течение года ГКЦБФР зарегистрировала всего три выпуска местных бондов на общую сумму 380 млн грн, из которых Львовский горсовет привлек 300 млн грн, Донецкий — 60 млн грн, Луганский — 20 млн грн.
А находить покупателей облигаций внутреннего госзайма Минфину удавалось только благодаря высоким ставкам (купонный доход по коротким облигациям в 2009-м достиг 30% годовых).
Немногие компании отважились выпустить облигации в минувшем году: найти инвесторов на бумаги им было бы крайне сложно. До кризиса облигации были достаточно доходным и надежным способом вложения средств, теперь же он считается суперрисковым. Доходность корпоративных облигаций в большинстве случае достаточно привлекательна, однако в прошлом году отечественные эмитенты допустили свыше 100 дефолтов, причем среди них — не только технические (задержка очередного платежа), но и фактические (отказ платить по бондам в принципе).
В 2009 году, по словам участников рынка, злостными неплательщиками были сеть «ТРЦ «Караван» и сеть магазинов электроники «Ситиком». Условиями выпуска облигаций Ситикома предусматривалась ежегодная оферта, которой в 2009-м воспользовались инвесторы, предложив эмитенту бумаги к выкупу. Однако в июле прошлого года компания отказалась выкупить облигации. Более того, в ноябре 2009-го президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк предложил держателям облигаций Ситикома лично выплатить 10% их стоимости в течение 10 лет. Столь неприглядное для инвесторов предложение Владимир Колодюк объяснил тем, что по отношению к Ситикому как юрлицу открыто более 60 судебных делопроизводств со стороны кредиторов и поставщиков, а потому выплачивать деньги одним кредиторам в ущерб другим нелогично.
Ситуация с Караваном тоже сложная. Еще в начале 2009 года эта сеть просрочила выплату купона почти на две недели, а в марте ситуация повторилась. Позже компания предложила держателям погасить облигации с 50%-ным дисконтом. Получив от инвесторов отказ, Караван поступил следующим образом: рассчитался всем своим имуществом с одним из своих кредиторов, компанией «Адвентис». Кроме того, сеть сменила свое месторасположение: сначала из Киева перебралась в Вишневое (Киевская обл.), а затем — в Николаев. Долги перед держателями облигаций по-прежнему не погашены.
Впрочем, ситуации вокруг Ситикома и Каравана в целом не характерны для нашего рынка. В 2009-м украинские эмитенты в основном затягивали с погашением процентов (купонного дохода) либо несвоевременно выкупали ценные бумаги, предъявленные к оферте. Не вовремя погашали долги даже финучреждения: Укргазбанк на две недели просрочил выплаты по купонному доходу. Но к счастью, в большинстве случаев дефолты были технические. Компании впоследствии рассчитывались с кредиторами либо реструктуризировали задолженность. «После того как от многих инвесткомпаний, являющихся держателями облигаций, начали поступать сведения о невыплатах по облигациям, мы передали эту информацию в соответствующие структуры», — рассказывает генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Андрей Рыбальченко. В результате должников начали проверять Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, а также налоговые органы. Такие рейды принесли свои плоды: эмитенты начали договариваться с кредиторами.
Андрей Рыбальченко считает, что количество дефолтов не будет существенно увеличиваться. Многие компании-эмитенты напуганы проверками госорганов, а потому стараются заблаговременно договориться с инвесторами о реструктуризации выпуска. Однако интерес вкладчиков к этому инвестиционному инструменту уже нескоро оживится. Дело в том, что в Украине отсутствует механизм защиты интересов держателей бондов. ГКЦБФР, регулирующая этот рынок, принимает решения только при выпуске ценных бумаг: разрешает или запрещает выпуск. После этого госкомиссия уже не влияет на компанию-эмитента. Ситуацию с выплатами по облигациям государственные органы вообще не отслеживают, а потому инвесторы, по сути, покупают украинские облигации на свой страх и риск. И в случае банкротства компании держатели бондов могут получить свои деньги только в последнюю очередь. После того как имущество компании-банкрота распродается на аукционе, средства в первую очередь направляются на зарплату сотрудникам, погашение долгов перед бюджетом и Пенсионным фондом и лишь затем удовлетворяются кредиторы, в том числе держатели облигаций.
До кризиса инвесторы понимали, что существует риск невозврата средств, вложенных ими в облигации, но в 2009-м они столкнулись с этим на практике.