Олимпийские игры несут за собой многомиллионные траты, но также сулят и немалую прибыль. Еще до старта зимней Олимпиады 2010 года, которая пройдет 12-28 февраля в Ванкувере, аналитики подсчитали, что она принесет около $800 млн. Незначительную прибыль Ванкувера списывают прежде всего на экономический криз и не очень удобное для туристов месторасположение. Для сравнения, на последней зимней Олимпиаде в Турине в 2006 году организаторы заработали $1,3 млрд., а прибыль от летних Игр в Пекине в 2008-м составила почти рекордные $3 млрд. История показывает, что заработать на Олимпиаде вполне реально. Но не всем это удается.
Заработок любой организации напрямую зависит от ее затрат. Львиная доля олимпийских расходов приходится на строительство спортивных объектов, а также на модернизацию городской инфраструктуры — дорог, транспорта, гостиниц, аэропортов.
При этом на протяжении многих десятилетий Олимпийские игры были убыточным мероприятием. Переломным моментом стала Олимпиада 1984 года в Лос-Анджелесе. Тогда Международный олимпийский комитет (МОК) впервые привлек к организации соревнований денег спонсоров и смог заработать $223 млн. До этого все тяготы финансирования игр ложились на плечи МОКа и принимающих стран. Так, для того чтобы найти средства на проведение Олимпиады 1976 года, мэр города Монреаль ввел дополнительный налог на сигареты, который канадцы до сих пор платят и покрывают расходы на ту далекую Олимпиаду.
Главная сложность для организаторов Игр заключается в том, чтобы заранее рассчитать стоимость подготовки и проведения Олимпиады. Причем это напрямую зависит не только от исходного состояния уровня готовности города, но и амбиций организаторов. Если первостепенным для них является национальный престиж, то Олимпиада проводится с размахом и здесь очень трудно избежать убытков. Так произошло с Олимпиадой в Афинах. Бюджет проведения летних Игр 2004 года изначально был утвержден на уровне 1,8 млрд. евро. Однако организаторы не смогли удержаться от непредвиденных трат. Греция как историческая родина Олимпийских игр боялась ударить в грязь лицом и в итоге потратила 9 млрд. евро, заработав всего около 1,5 млрд. евро. Многие объекты в Афинах возводились с нуля и, даже несмотря на Олимпиаду, в город приехало на 0,5 млн. меньше туристов, чем ожидалось. Подпортили финансовые показатели Олимпиады и теракты 11 сентября. Из-за них пришлось резко повысить расходы на безопасность. Только на антитеррористические меры было потрачено более 1 млрд. евро, что примерно равнялось всему бюджету предыдущей летней Олимпиады в Сиднее в 2000 году ($1,5 млрд.).
Самыми расточительными стали китайцы. Организаторам Олимпиады в Пекине пришлось практически с нуля возводить все спортивные сооружения и необходимую инфраструктуру. В результате официальная сумма расходов на пекинскую Олимпиаду составила рекордные $43 млрд., что в полтора раза превышает общий бюджет пяти предыдущих Игр. И даже при всем этом размахе Игры заработали $3 млрд.
Для проведения Олимпиады-2010 инфраструктура канадского Ванкувера требовала лишь незначительной доработки, многие объекты давно были построены, а некоторые даже не требовали реконструкции. В итоге общие затраты на Игры составили около $2 млрд. При этом доходы организаторов могут быть намного больше прогнозируемых $800 млн.
Виват, ТВ и спонсоры!
Коммерческая эффективность Игр значительно выросла в последние годы благодаря развитию телевидения и электронных средств массовой информации в целом. Именно продажа прав на телетрансляцию является одной из самых доходных статей бюджета любой Олимпиады.
Так, только главный партнер Международного олимпийского комитета (МОК) по телетрансляции — американская телекомпания NBC — заплатил за право показывать Олимпиаду-2010 более чем $2 млрд. В общей сложности на продаже прав на телетрансляцию Олимпиады в Пекине МОК заработал $1,7 млрд. Половина этой суммы распределяется между местным организационным комитетом Олимпиады и организациями, отвечающими за конкретные спортивные дисциплины.
Наряду с правами на трансляцию Олимпиада приносит доход и благодаря спонсорам. Олимпийские игры помогают последним осваивать новые рынки и находить новых покупателей, что становится особенно привлекательным для мировых концернов. Причем интерес к спортивному мероприятию с каждым годом растет. Так, доход МОКа от контрактов со спонсорами в 2005-2008 годах составил чуть более $5 млрд., что на 30% больше заработка в предыдущие четыре года.
Основные спонсоры МОКа — Kodak (партнер Игр с 1896 года), Coca-Cola (1928), Xerox (1960), IBM (1960), Bausch & Lomb (1989), Visa International (1988), Panasonic (1987), Time Inc./Sport Illustrated (1988) — традиционно заключают с комитетом четырехлетние контракты. Дело в том, что летние Олимпиады обычно прибыльнее зимних. В частности потому, что в них принимает участие большее число стран и, соответственно, их посещает больше туристов. В результате МОК вынужден использовать популярность летних Игр с целью поднятия престижа зимних. Частью разработанной им программы по спонсированию является условие, что потенциальный инвестор должен сначала дать денег на зимние Игры, чтобы затем получить право спонсировать летние.
Согласно договору с МОКом, спонсоры получают эксклюзивные права на использование олимпийской символики в своих товарных категориях (прохладительные напитки, фототехника, электронные платежные средства, компьютерная техника и т.д.), а также право поставлять свои товары и услуги для обеспечения Олимпийских игр. Помимо глобальных спонсоров, в маркетинговых программах МОКа принимают участие партнеры национальных олимпийских комитетов и олимпийских команд.
Рекорд по размеру спонсорских контрактов принадлежит Пекину. Крупнейшие компании мира выделили на проведение Игр более $1 млрд. Шесть компаний, в числе которых Volkswagen, Bank of China и China Mobile, щедро дали $600 млн. Ориентир по стоимости контракта для генерального коммерческого партнера Ванкувера составил минимум $100-150 млн. (спонсором стала телекоммуникационная компания Bell). Согласно отчету оргкомитета Ванкувера-2010, нижняя планка для партнеров первого уровня (генеральные спонсоры) составляла $50 млн., второго уровня (поставщики Олимпиады, в частности тренажерного оборудования) — $15 млн., третьего (временные партнеры на одну Олимпиаду) — $3 млн.
Помимо этого, определенную прибыль — не более 10% от общей суммы — МОК получает от реализации билетов. Так, на последней зимней Олимпиаде в Турине организаторы заработали 70 млн. евро на 930 тыс. проданных билетах. Продажа сувениров также может составить немалую часть доходов от Олимпиады. Например, на продаже атрибутики летней Олимпиады в Пекине организаторы заработали $86,5 млн.
А что после?
Однако траты и заработок организаторов не заканчиваются, когда гаснет Олимпийский огонь. Так, содержание спортивных объектов, по разным оценкам, обходится в сумму от 100 до 180 млн. евро ежегодно. И важно, насколько эффективно власти сумеют после Игр использовать олимпийскую инфраструктуру. В тех же Афинах многие объекты были построены, что называется, на века, хотя большинство стран вполне успешно обходятся временными сооружениями. В результате стадионы и бассейны простаивают без дела, да еще и требуют затрат на обслуживание. Аналогичная проблема возникла и в Сиднее после Игр-2000. Однако австралийский город смог при этом успешно конвертировать расходы мероприятия в нематериальную прибыль. Сидней приобрел репутацию модного делового мегаполиса и, соответственно, приток инвестиций и туристов.