Закон еще не вступил в силу, но авиастроители уже посчитали: себестоимость лайнеров снизится на миллионы.
Сможет ли украинская авиация расправить крылья - узнавала Алла Щелычева.
На этом запорожском заводе создают «сердца» самолетов. Здесь собирают авиационные двигатели. Основные поставщики и заказчики - за пределами Украины.
Станислав Воронин, начальник цеха N31 ОАО «Мотор Сич»:
- Как получаем комплектующие, большую часть российского производства, так и поставляем большую часть нашей продукции в Россию. Где-то больше 80%.
За каждую ввезенную деталь украинские производители переплачивают пятую часть ее стоимости - это таможенный сбор. Его приходится платить даже за приобретенные за рубежом станки и технологии. И эту ношу вынести по силам не всем. В результате уже купленное оборудование для авиазаводов пылиться на таможне.
Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров ОАО «Мотор Сич»:
- Купил завод один станок, еле-еле наскреб денег. Купил, а еще 20% надо заплатить. Директор знает, что деньги не вернут, поэтому все ждут, когда закон начнет действовать, тогда с таможенных складов немедленно заберут порядка 80-85 миллионов оборудования, которое ждет своей установки в цехах.
Вячеслав Богуслаев - один из соавторов законопроекта. Пошлину на ввоз он предложил отменить. Парламент согласился. А еще дал добро на то, чтобы авиастроители шесть лет не платили налог на землю. Огромные цеха, испытательные аэродромы - это десятки и сотни гектаров. Сэкономленные миллионы пустят в производство.
Алла Щёлычева, корреспондент:
- Вот он, самый новый украинский самолет. Первый АН-158-й. Его обещают закончить уже в апреле. Но при создании этого лайнера авиастроители льготы еще не почувствуют. Экономия начнется, когда он пройдет сертификацию и поступит в серийное производство. Тогда, посчитали конструкторы, каждый 15-й самолет можно будет строить на сэкономленные деньги.
Работа в цеху кипит несколько месяцев. Отставать от графика нельзя. АН-158-й уже ждут заказчики.
Сергей Бычков, главный инженер АНТК «Антонов»:
- Нам не хватает рабочего дня, чтобы интенсивно закончить, как можно быстрее, создание этого самолета, чтобы этот самолет как можно быстрее вышел на линии пассажирские.
Как только закончат этот лайнер, возьмутся за следующий. На очереди - АН-168-ой. За три года здесь планируют создать три новых самолета. Благодаря льготам они станут дешевле, а значит - более конкурентными.
Дмитрий Кива, генеральный конструктор, председатель правления АНТК «Антонов»:
- Это взаимная партнерская поддержка. Депутаты помогли предприятиям Украины, в итоге увеличился существенно выпуск. Увеличился выпуск - увеличились доходы в бюджет, в казну.
Больше заказов - значит, больше работы. А, соответственно, и рабочих мест для молодых специалистов. И снова доходы в казну. Цифры растут в геометрической прогрессии.
Дмитрий Кива, генеральный конструктор, председатель правления АНТК «Антонов»:
- Если 35 самолетов в казну пойдет - 155 миллионов, а если 100 самолетов - то уже 465 миллионов.
В создании одного самолета задействованы почти сорок украинских предприятий. Но принятый закон требует уточнений. Сейчас профильное министерство составляет список, кто именно получит льготы.
Владимир Новицкий, министр промышленной политики Украины:
- Речь сегодня идет, в первую очередь, об авиастроительных компаниях наших - Харьковском заводе, Киевском АНТК, 410-й завод, Моторостроительный завод, ремонтные заводы, которые этим занимаются. Мы сейчас будем изучать.
Теперь все ждут реакции главы государства на этот закон. Подписи президента на документе еще нет.