Такие предварительные данные «ДЕЛУ» сообщили в Лиге страховых организаций Украины (ЛСОУ). Сумма впечатляет, если учесть, что по итогам 2008 года она была в 16 раз меньше. «Объем задолженности страховых компаний перед страхователями по выплате возмещений вырос с 64 млн. грн. на начало 2009 года – до 967 млн. на начало октября 2009-го, а по итогам года, по нашим оценкам, достигнет миллиарда гривен», – говорит заместитель председателя совета Лиги Александр Залетов.
Но самое удивительное заключается в том, что 80% невыполненных страховщиками обязательств – это долги по финансовым рискам.
С чем связан такой «взрыв» задолженности перед страхователями финансовых рисков, в Лиге объяснить не смогли. Там даже не исключают того, что из-за некачественной системы отчетности страховщиков в общий итог могла закрасться ошибка. «В любом случае регулятор должен разобраться с данными по задолженности. Потому что если цифра по финансовым рискам реальная, то у рынка могут быть серьезные проблемы. Такие долги отдать нереально», — считает Александр Залетов.
В Госфинуслуг «ДЕЛУ» не прокомментировали ситуацию с задолженностью по финрискам, но пообещали разобраться.
Банкам и предприятиям в помощь
Большинство же опрошенных «ДЕЛОМ» топ-менеджеров страховых компаний склоняются к мысли, что данные правильные, но показывают долги не реального страхования, а схемного. «Вряд ли найдется на рынке столько сумасшедших страховщиков, которые в 2008 году набрали бы финансовых рисков на такие огромные суммы», — сомневается председатель правления компании «Украинская страховая группа» Павел Нельга.
Самое распространенное явление, из-за которого в отчетах страховых компаний могла серьезно «повыситься» задолженность по финрискам, помощь в минимизации налогообложения. «Схема выглядит так: в последний день квартала юрлицо страхует свои финансовые риски и относит расходы по их страхованию на валовые затраты, а в первый день нового квартала страховщик возвращает деньги юрлицу в виде страхового возмещения. У страховой компании остается максимум 5% «за труды», а предприятие снижает свои налоговые выплаты», — рассказывает один из руководителей страховой компании. У страховщиков задолженность отражается, потому что система отчетности на страховом рынке поквартальная.
Еще один вариант «полезного» применения финансовых рисков связывают с деятельностью банков, которые с помощью страховщиков уходят от формирования резервов под проблемные кредиты и улучшают свою отчетность.
С автострахованием — не лучше
На фоне фантастического скачка задолженности по финрискам как-то теряются данные о росте долгов страховых компаний перед клиентами и по другим видам страхования. А здесь цифры тоже впечатляют. К примеру, по ОСАГО за 9 месяцев 2009 года задолженность выросла на 172%, по добровольному медицинскому страхованию — почти вдвое, а по КАСКО — на 77%.
По мнению участников рынка, в этом году ситуация с просроченной задолженностью не улучшится. А возвращать уже существующие долги будут только по обязательным видам страхования, где есть специальные резервные фонды. К примеру, задолженность по ОСАГО будет погашаться за счет фондов Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. По необязательным «нефинансовым» видам страхования большинство компаний вряд ли сможет рассчитаться и будет вынуждено уйти с рынка, прогнозирует президент ассоциации «Страховой бизнес» Игорь Яковенко.
Единственный выход — помощь собственников страховщиков. «Не думаю, что на конец 2010 года задолженность будет выше, чем теперь. Но полностью решить проблему с долгами компании сегодня могут только с помощью акционеров», — считает вице-президент группы «АХА» Андрей Перетяжко.
Но самое печальное, что сегодня собственникам страховых компаний-должников выгоднее уйти с рынка «по-английски», чем выплачивать долги. В долговую яму, как показала практика, их никто не бросит, а купить нового «чистого» страховщика сегодня можно всего за $80-100 тысяч. Поэтому, по словам Александра Залетова, на законодательном уровне нужно ввести мораторий на право работать на страховом рынке тем акционерам и топ-менеджерам, которые довели компании до дефолта.
Рейтинг 0.00