"В Центральной Европе холодно, но никто не вынужден мерзнуть из-за того, что не хватает газа. Такая же ситуация и в Юго-восточной Европе, где 12 месяцев тому назад были закрыты школы, а предприятия остановили производство, потому что был перекрыт поток российского газа через Украину. 80% российских поставок в западном направлении идут через Украину.

С тех пор многое произошло, как в политике, так и на рынках. Природного газа сегодня вдоволь. Но это не повод для беззаботности. Опасности, которые в прошлые годы неоднократно влекли кризисы поставок или вызывали соответствующие опасения, не исчезли. Газ остается стратегическим ресурсом. Европе он нужен все больше, в России его вдоволь. Тот, кто контролирует месторождения и магистрали, имеет большой потенциал для шантажа. Уже именно осознание этого может помочь в достижении политических целей.
 

Россия пошла навстречу Украине

Сегодня Европа получает четверть своего газа из России. В будущем его будет больше, потому что объемы добычи в европейских странах уменьшаются. С российской стороны тоже существует зависимость – 80% экспорта идет в Западную Европу, для этого «Газпром» инвестировал миллиарды в дорогие трубопроводы. Так продавец и покупатель взаимозависимы. Хотя на горизонте появился Китай как покупатель газа, пройдут годы, пока будет построена инфраструктура.

Политики в прошлом году достаточно много сделали для того, чтобы минимизировать риск новых кризисов с поставками газа. Продолжительный спор между Россией и Украиной был если не прекращен, то при действенной помощи ЕС – смягчен. Сомнительных посредников убрали; украинское правительство, вооруженное финансовой помощью Международного валютного фонда, своевременно оплачивает в начале месяца газовые счета, и не дает таким образом «Газпрому» повода для угроз. Россия, в свою очередь, существенно идет навстречу своему соседу. Газ, в котором Украина не нуждается, но теоретически должна была бы покупать по контракту, она не должна ни брать, ни платить.
 

Москва считается с выборами в Киеве

Немецкие концерны были бы рады, если бы они могли уменьшить записанные в контрактах с «Газпромом» объемы газа и привязать их к уменьшенному спросу. Выгодные долгосрочные контракты в этом плане оказались недостатком. Газовый бизнес работает по принципу take or pay («бери или плати»). То есть платить нужно даже тогда, когда не берешь газа.

Для Украины «Газпром» приостановил действие собственного правила. Для этого есть достаточно много причин, не в последнюю очередь – президентские выборы. Москва не желает из-за нового газового кризиса способствовать приходу к власти критически настроенного к России руководства Украины. Потому этой зимой обошлось без кризиса. Но никто не знает, не повторится ли она.
 

Украина может потерять загрузку ГТС

Но принципиальные интересы не изменились. Россия хочет дорого продавать свой главный товар, который приносит валюту. Транзитные страны, такие как Украина, желают и в дальнейшем зарабатывать на транзите и торговле. Страны-потребители на Западе желают безопасных и бесперебойных поставок, а также стабильной политической ситуации.

Так возникает интересная ситуация: «Газпром» строит в этом году вместе с немецкими концернами E.ON и BASF газопровод по дну Балтийского моря. Поскольку это повышает безопасность поставок, правительство ФРГ предоставляет государственные гарантии на 2,7 миллиардов евро, то есть на треть стоимости проекта. В результате это может привести к тому, что украинская труба уже скоро может потерять часть своей загрузки. Потому снизятся и доходы от транзита, которые сейчас оценивают в 2 млрд долларов ежегодно. Украина будет зависеть от последующей (западной) помощи.

Уже сегодня она не в состоянии профинансировать модернизацию газотранспортной системы – по некоторым оценкам речь идет о свыше 5 млрд долларов. «Газпром» лишь ожидает, чтобы усилить свое монопольное положение как поставщик газа в направлении Запада.
 

Маленький кризис нужен

 Это не в интересах Украины, и также не в интересах ЕС. Монополии в экономической жизни – это всегда плохо, в конечном счете и для самого монополиста. Потому ЕС стоит больше делать, для поддержки конкуренции, чтобы зависимость от российских поставок газа не увеличивалась безгранично. Для этого нужна перестройка европейской сети трубопроводов. Это помогло бы уменьшить последствия кризиса начала 2009 года.

Важно найти производителей и поставщиков газа, которые не зависят от России. Они есть в Северной Африке, в районе Каспийского моря, в Ираке. Но, чтобы сотрудничать с ними на долгую перспективу, европейцы должны лучше координировать свою политику, быть активнее. Кто видит, как российский премьер-министр Владимир Путин отправляется в Турцию, Италию и Францию в роли руководителя новых сетей, тот осознает, что проект шести стран «Набукко» не будет иметь шансов без большей политической поддержки. Возможно, небольшой кризис был бы совсем неплохим", - считает FAZ.