Крупные бизнесмены не любят, когда их состояние оценивают исходя из расчета стоимости акций. Игорь Коломойский, например, считает, что такая оценка виртуальная и в ней нет смысла. Ринат Ахметов относится к проблеме даже по-философски: «Сегодня акции растут, завтра – падают, потом снова растут, и лишь результат матча остается неизменным». Однако кризис продемонстрировал, что проблема конвертации акций в «состояние» – не такой уж и философский вопрос, особенно когда необходимо срочно выходить из игры. К примеру, недавно так поступил один из собственников корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» Виталий Гайдук. Но выйдя из своего обремененного долгами и обделенного сырьем металлургического бизнеса, по подсчетам экспертов, он выручил в два-три раза меньше денег, чем мог, если бы заключил сделку еще полтора года тому назад. Обменяв акции на кеш, Гайдук автоматически попал в список бизнесменов, наиболее пострадавших от кризиса и лишившихся перспектив отыграться.
В этом году виртуальная астрономическая оценка состояния, основанная на стоимости акций, для многих бизнесменов будет превращаться в скромные, но реальные деньги, вырученные от продажи активов. В 2010 году акцент M&A с банков сместится в сторону реального сектора. Ключевыми драйверами процесса станут, как и в случае с ИСД, неподъемные долговые обязательства украинских компаний и наличие свободного кеша преимущественно у российских инвесторов, а основными объектами поглощения – предприятия с максимальной концентрацией рабочей силы, в первую очередь металлургические. При этом финансовая слабость потенциальных продавцов и понимание покупателями того факта, что откладывать с инвестициями больше нет смысла, существенно обострит борьбу за сферы влияния и затронет все крупнейшие бизнес-группы страны.
Время продавать
«В 2009 году сразу несколько крупных бизнес-групп начали вести переговоры о продаже части бизнеса, и теперь в такие операции будет вовлечена практически каждая из основных групп Украины. По некоторым из них можно ожидать даже существенных изменений в структуре собственников», – рассказывает руководитель инвестиционно-банковского отдела ИК «Тройка Диалог Украина» Игорь Петрашко. Сделки начнут совершаться после окончания выборов, когда политическая обстановка в стране стабилизируется и инвесторы смогут заново сверить риски, а также во второй половине года, когда возобновится кредитование крупных компаний, что предоставит им возможность покупать более слабых игроков.
Наиболее крупные и резонансные сделки состоятся в горно-металлургическом секторе. Все еще не расставлены точки в затянувшейся продаже Midland Group «Запорожстали». Ждут своего покупателя и временные собственники Донецкого электрометаллургического завода – банкиры из Альфа-Банка. Они не скрывают, что вовсе не против избавиться от непрофильного для них металлургического бизнеса по адекватной цене. От ситуации, которая сложится на железорудном рынке Украины, будет зависеть и сговорчивость директора ММК им. Ильича Владимира Бойко в вопросе продажи мариупольского гиганта. Пока трудно сказать, последует ли «красный директор» примеру Гайдука и Таруты. С одной стороны, сделка ИСД с россиянами должна уменьшить дефицит железорудного сырья на украинском рынке, но с другой – бесперспективность неинтегрированной цепочки производства стали с каждым годом становится все более очевидной. Не следует исключать также того, что ММК им. Ильича может оказаться в искусственно созданной сырьевой блокаде, ведь на предприятие уже давно положили глаз ключевые поставщики сырья – «Метинвест» Рината Ахметова и ряд российских компаний.
Вновь напомнить о себе сможет концерн ИСД. По данным газеты Financial Times, оставшиеся у Сергея Таруты и Олега Мкртчана 49% акций новые собственники собираются выкупить к концу 2010 года. И хотя вице-президент консорциума «Индустриальная группа» (управляет активами ИСД) Александр Пилипенко утверждает, что новые совладельцы концерна – консорциум Carbofer и Внешэкономбанк – опционом не владеют, такой сценарий выглядит очень вероятным. Вряд ли Сергей Тарута захочет довольствоваться в бизнесе ролью миноритарного акционера второго плана и будет стремиться выстроить свой новый бизнес либо на основе оставшихся под его контролем неметаллургических активов группы, либо инвестируя в другие направления. Но на это нужны немалые деньги. Вполне вероятно, что продажа оставшейся части концерна отложена до момента наступления очередного витка роста стоимости активов в ГМК.
Существенно претерпеть смену собственников может также нефтепереработка. Азербайджанская нефтяная компания SOCAR в октябре заявляла, что ведет переговоры о приобретении у Игоря Еремеева Херсонского НПЗ.
Между тем если покупатели будут руководствоваться стратегическими соображениями, то продавцы – в основном необходимостью избавиться от проблемных активов. Поэтому диктатура покупателей, столь характерная для 2009 года, будет все еще актуальной. Острым будет оставаться также проблема содержания непрофильных активов. Вопреки тому, что все крупные бизнес-группы в течение предыдущих лет активно избавлялись от них, во многих случаях портфель активов остается все еще разношерстным. Поэтому компаниям приходится переливать деньги из более прибыльных бизнесов в активы с меньшей отдачей. Например, СКМ благодаря прибыли, генерируемой металлургическими активами, продолжает поддерживать свой телекоммуникационный сектор и ритейл, а «Укрпроминвест» вливает привлеченные «Рошеном» деньги в автоконцерн «Богдан». Вопрос в том, как долго сможет продлиться этот процесс и доживут ли активы «под капельницей» до лучших времен.
Ахметов выбирает долгосрочное инвестирование
Ключевыми покупателями в 2010 году станут российские и украинские группы, которые обладают генерирующими прибыль активами и смогут возобновить финансирование проектов с помощью привлечения кредитных ресурсов. «Все отечественные группы текущий год проведут под лозунгом оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности. Исключением может быть компания »Метинвест«, которая по результатам выпуска облигаций будет иметь возможность либо сделать дополнительные приобретения, либо инвестировать в заявленные проекты, а также группа »Приват«, которая мало прогнозируема в своих приобретениях», – считают эксперты ИК «Феникс-Капитал».
В СКМ утверждают, что в 2010 году группа будет нацелена на долгосрочное инвестирование в стратегически важные для себя отрасли – ГМК, энергетику, финансовый сектор, недвижимость, телекоммуникации, медиа и розничную торговлю. «Если по этим направлениям нам поступят интересные предложения и у нас будет возможность что-то купить по выгодной цене, мы это сделаем», – рассказали в компании Рината Ахметова.
Сильную конкуренцию украинским покупателям составят российские компании. В пресс-релизе, распространенном ИСД по поводу продажи концерна, есть абзац, который активно цитировали многие европейские СМИ (в особенности польские). В нем объясняется, почему компания выбрала именно российского партнера: «Инвесторы из России, в отличие от западных, имеют значительный опыт развития бизнеса в условиях кризиса и малопрозрачного способа управления финансово-экономической жизнью государства в период острых политических противоречий». Данное утверждение емко характеризирует реальную ситуацию в отечественном бизнесе. Поэтому вероятность пришествия «второго Миттала» сегодня очень низкая.