В прошлую пятницу Нацбанк опубликовал аналитическую записку, в которой назвал главную причину легкой девальвации. Напомним, с начала нового года к 14 января доллар в обменках подорожал с 7,95/8,05 грн. до 8,07/8,19 грн. В пятницу его курс немного опустился — до 8,06/8,16 грн., однако это все еще высокий уровень. Для сравнения, весь декабрь цена наличного доллара не превышала 7,99/8,07 грн.
«В первые рабочие дни 2010 г. наблюдалось превышение валютных поступлений от экспортных операций над платежами по импортным контрактам. Однако активизация расчетов украинских резидентов по их внешним долговым обязательствам имела более весомое влияние на курсовую динамику гривни, что привело к повышению рыночных котировок доллара США»,- объяснил в своей записке НБУ.
Кроме того, регулятор отметил, что в начале января он выделил НАК «Нефтегаз Украины» необходимую сумму валюты для расчета за газ. Это событие вызвало политический скандал, потому что у НБУ фактически забрали валюту из резервов, дав взамен пачку государственных облигаций. Тем не менее, говорится в записке, на курс операция не повлияла. Это заявление регулятора стало откровением. Всю неделю до этого НБУ обвинял в росте доллара неких спекулянтов, и даже вел с ними войну.
В прошлый вторник регулятор разослал телеграмму за подписью и.о. главы НБУ Анатолия Шаповалова, в которой тот призвал банки не выходить за пределы индикативного курса гривни к доллару, который каждый день считает регулятор. Напомним, пару месяцев назад НБУ пригрозил, что будет жестоко наказывать банки, которые покупают безналичную валюту по курсу выше среднего.
Еще одна телеграмма за подписью господина Шаповалова разошлась в четверг. Она была издана под грифом «для служебного пользования» и предназначалась руководителям отдельных банков. Им предложили взять под свой личный контроль установление курсов обмена.
«В случае последующей дестабилизации банком, который Вы возглавляете, средневзвешенных котировок гривни на межбанковском валютном рынке Национальный банк будет расценивать это как Вашу личную политику, которая ведет к разрушению макроэкономических предпосылок стабилизации и препятствует выходу экономики из кризиса»,- говорится в тексте за подписью Анатолия Шаповалова.
Источник «i» в НБУ объяснил это послание тем, что регулятор провел анализ рынка и выявил некоторые банки, которые завышали курсы. «Многие из них не работали больше месяца, прирост кредитного портфеля — нулевой, доходы — нулевые. Что им остается делать?» — отметил чиновник. Тем не менее участники рынка с иронией отнеслись к очередной «охоте на ведьм».
По их словам, если и существовали спекуляции, то на уровне «оптовиков» — крупных нелегальных торговцев валютой. Однако эти действия не имели такого сильного влияния на рынок, чтобы угрожать отзывом лицензий банков. Финансисты назвали три главные причины того, что в канун выборов подорожал доллар. Это недостаток продавцов валюты, рост спроса на валюту и действия Нацбанка.
По сравнению с декабрем, с рынка почти исчезли продавцы валюты. В конце прошлого года желающих продать доллары было гораздо больше, чем их покупателей. Чтобы не допустить обвала курса, НБУ даже выкупал излишек валюты с рынка.
По словам банкиров, приток денег был обусловлен тремя факторами. Банки продавали валюту для пополнения капитала, спекулянты хотели купить ОВГЗ со сверхвысокой доходностью около 30% годовых. Также в страну заходили доллары под выборы.
В январе, по статистике НБУ, объемы купли-продажи валюты на безналичном рынке упали примерно в два-три раза. Если в декабре типичный объем торгов долларом составлял $250-500 млн., то в январе в среднем за день оборачивались всего $120 млн. с учетом интервенций НБУ.
«Вероятнее всего, в канун выборов все решили придержать валюту. Возможно, после первого тура некоторые экспортеры решатся продавать, но пока желающих нет»,- сказал зампред одного из системных банков.
«Просто исчезли все продавцы»,- констатировал казначей одного из средних банков. При этом вырос спрос на доллары. Купить их хотели не только должники, упомянутые в записке НБУ. «Одной из причин, повлекшей рост спроса на валюту, явился спрос со стороны иностранных инвесторов, получивших погашения своих вложений в госбумаги Минфина»,- подчеркнул директор департамента казначейских операций Брокбизнесбанка Игорь Давиденко.
Кроме того, в банковской системе с начала года сложился объективный переизбыток гривни. В конце декабря банки имели на своих счетах 19,6 млрд. грн. Из них лишь 12,2 млрд. составляли резервы — условно неснижаемый остаток. Уже к 13 января остатки на счетах банков выросли до 22,8 млрд. грн. Таким образом, у них оказалось на руках много свободных денег. «Часть этих денег вполне могла пойти на покупку валюты»,- подчеркнул зампред одного из системных банков.
Чтобы убрать этот «денежный навес», НБУ 13 и 14 января провел массовое изъятие денег у банков через продажу депозитных сертификатов. 13 января регулятор «вынул» из системы 2,3 млрд. на неделю под 8% годовых, а 14 января — еще 1,3 млрд. под разные проценты на разные сроки. В результате утром в пятницу остатки на корсчетах «похудели» до вполне пристойных 18,7 млрд. грн.
На фоне упавшего предложения и выросшего спроса НБУ со вторника продавал доллары из резервов, чтобы удержать курс. Однако при этом он стремился реализовать как можно меньше. Во время интервенций он продавал лишь 50% тех объемов, которые просили банки. Естественно, это толкало курсы вверх. Фактически регулятор играл на руку банкам, которые продавали доллары выше курса интервенций.
С другой стороны, участников рынка, которые продавали и покупали объективно дорожавший доллар, регулятор называл спекулянтами и грозил им санкциями. Чем оканчивается такая политика, известно давно. В подобной «вилке» курс внешне стабилизируется, однако клиенты начинают платить в несколько раз большие комиссионные.
На наличном рынке доллар также дорожал не без вмешательства НБУ. Еще в прошлом месяце регулятор запретил в течение дня менять курсы валют в обменниках. До этого один курс мог устанавливаться утром, другой вечером.
На практике решение создало искусственный дефицит валюты на рынке. «Теперь, если мы видим, что доллары и евро подорожали, то просто снимаем валюту с реализации. Люди приходят, а им говорят, что продажи нет»,- пояснил ситуацию зампред одного крупного банка.
В конце прошлой недели директор департамента внешнеэкономических связей НБУ Сергей Круглик констатировал — по статистике наличного рынка, население почти не отреагировало на последнее повышение курсов. По его мнению, это очень хороший сигнал того, что скоро рынок стабилизируется. Банкиры также подтверждают, что после первого тура выборов ситуация на наличном рынке сможет проясниться.
Впрочем, Давиденко считает, что в ближайшем будущем вероятна нестабильность на валютном рынке. «Это будет связано с продолжающимися выборами президента страны, отсутствием государственного бюджета и логичной экономической политики правительства на текущий год, а также попытками спекулянтов дестабилизировать ситуацию. В случае своевременной реакции НБУ на обострения на межбанковском рынке, ситуация на валютном рынке несколько стабилизуется»,- считает он.