Координатор проектов ЕБРР в финсекторе Александр Павлов рассказал, что переговоры по созданию фонда начались полгода назад. Для реализации проекта привлечена CRG Capital, имеющая хорошую репутацию и опыт работы со стрессовыми активами в Центральной Европе. «В фокусе внимания будут средние компании с годовым оборотом порядка 25 млн евро в так называемой «особой ситуации». Например, предприятие накопило много долгов, имеет операционные убытки, страдает от нехватки оборотного капитала, а кредиторы уже не готовы помогать. В то же время основа бизнеса здоровая и может быть восстановлена. В первую очередь фонд будет реструктуризировать задолженность», — прокомментировал директор IFC по финансовым рынкам Кенрой Дауерс. Если для партнерства с ЕБРР предприятие должно иметь аудит, подтвержденный одной из аудиторских компаний «большой четверки», то CRG Capital таких требований выставлять не будет. По словам г-на Дауерса, фонд открыт для инвестиций во все секторы, кроме строго регулируемых государством, например, производство оружия, алкоголя, азартные игры и т. д. Квоты инвестиций в Украину еще не определены, но они не превысят 15% активов фонда (30 млн евро).

«При нынешнем его объеме на инвестиции в размере 1–3 млн евро могут рассчитывать всего одна-две украинские компании. Ключевым фактором инвестирования будет анализ операционных результатов предприятия в 2008–2009 годах, жизнеспособность во время пика финансового кризиса», — отмечает вице-президент направления инвестиционно-банковских услуг компании Phoenix Capital Петр Спатарь. По мнению экспертов, спектр интересов фонда в Украине может быть очень широким. «Это могут быть предприятия машиностроительной, химической, пищевой отраслей», — считает вице-президент инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Dragon Capital Максим Нефедов. «Наибольшим спросом пользуются компании, бизнес которых существенно коррелирует с общей экономической ситуацией в стране. Это гарантирует восстановление спроса на их продукцию вслед за ростом ВВП. Это, в частности, нефтегазовый сектор, электроэнергетика, ритейл», — добавляет финаналитик Astrum Investment Management Ярослав Стецик.

Но проект может вообще не состояться из-за отсутствия свободных денег на рынках капитала. Многие финучреждения уже заявляли об открытии фондов для выкупа подешевевших активов, для санации и дальнейшей перепродажи через несколько лет. Но не смогли собрать нужных средств. «На практике реализовывается только одно из десяти заявлений о создании фонда», — подчеркнул директор дирекции рынков долгового капитала российского банка «Траст» Владимир Куцев. Компании, у которых появятся свободные деньги, скорее всего, предпочтут заработать самостоятельно. Частному или институциональному инвестору проще самому купить действующий бизнес, пользуясь услугами инвестбанкира, чем вкладывать в фонд. Впрочем, финансисты не исключают, что под имена партнеров ЕБРР и IFC новому фонду все же удастся аккумулировать средства, но не раньше сентября, когда ожидается восстановление ликвидности рынков.