Ускорить этот процесс позволила Верховная Рада Украины, которая не смогла преодолеть вето Президента на закон №3459-1, предусматривавший введение моратория на отчуждение у физических лиц жилой недвижимости, которая является залогом по кредитам, пишет Утро.
Тогда Виктор Ющенко отмечал, что такой мораторий делает невозможным удовлетворение за счет залогового жилья законных требований кредиторов в случае невозвращения предоставленных должникам средств. Таким образом, «зеленый» свет для массового отбора залоговых квартир был открыт. И результаты не заставили себя долго ждать.
Так, по словам директора коллекторской компании «Внутренняя исполнительная служба» Екатерины Скрицкой, в октябре 2008 года в базе данных продаж по Киеву доля таких квартир составляла 1-2%, в феврале нынешнего года — 3-4% от всех предложений на рынке жилья, а в июне — 5-7%, а уже к концу ноября — до 10%.
Однако риэлторы считают, что количество залоговых квартир, находящихся в продаже, на самом деле значительно больше. Например, в агентстве недвижимости «Каштан» называют цифру 20-30%.
Как отмечает исполнительный директор Украинской национальной ипотечной ассоциации (УНИА) Алексей Пилипец, объем проблемных ипотечных кредитов, выданных физическим лицам, в Украине постоянно растет. Так, если этот показатель на 1 февраля составил 404 млн грн, то на 1 октября — 884,7 млн грн.
Однако эксперт уверен, что динамика этих проблемных кредитов на самом деле намного хуже, поскольку некоторые из них находятся на реструктуризации. Так, по данным УНИА, на 1 октября 2009 года было выдано таких кредитов на сумму более 3,8 млрд грн.
Эксперты считают, что ныне до 30% залоговых проблемных квартир реализуются в так называемом принудительном порядке. Так, их продают через торги. Однако для купивших такое жилье, в нашей стране, существуют риски, поэтому приобретать его не рекомендуется.
Дело в том, что в Украине согласно закону «Об ипотеке» любой участник торгов (в т. ч. и владелец залоговой квартиры) может оспорить эту продажу в суде. Изымая квартиру, банк должен предоставить ее «залоговому» владельцу новое жилье из фонда временного жилья. Однако такое случается редко.
Да и банкиры не хотят «принудиловки» и чаще всего убеждают проблемных кредитополучателей продать свое жилье добровольно. Стоимость такой квартиры должна быть не ниже остаточной суммы кредита. Часто такую квартиру в течение определенного времени продать не удается и тогда заемщик (по рекомендации банка) понижает цену.
Дело в том, что чем больше собственник будет держать цену, тем большие штрафы и пени будут насчитываться на сумму его долга. Поэтому цена таких квартир постоянно снижается. Как отмечают маклеры, стоимость такого жилья может снизиться на 40% и более. Но пока что такие квартиры, как говорят, расходятся между «блатными».
Однако, как говорят эксперты, в новом году они ожидают витка еще более массового «выброса» на рынок залоговых квартир и многие уверены в сильном падении цен на жилье в целом.